Mar 24, 2014 10:16
Понедельник, 1 марта 1982. Великий Пост
Христианство спасает светом и радостью пришествия в мир Христа. Он есть спасение. И только это знание объясняет, осмысливает все "можно" и все "нельзя", ибо все они - по отношению ко Христу, по отношению к единственному выбору во Христе или вне Христа...
Среда, 3 марта 1982
Исповеди. Хорошие мальчики, хорошие девочки. Но как чувствуется в них эта постоянно нажатая педаль, неспособность к зрячей простоте, придавание всему в себе огромного значения. Они говорят, в сущности, не о грехах, а о failures - о неудачах: слово, которое в американском его звучании насквозь пронизано гордыней, ибо противопоставляется внешнему успеху, то есть своему успеху, а не успеху Божьему в себе. Студент пишет плохое сочинение и получает неважную отметку. И это сразу травма, проблема. Эта отметка подрывает его "веру в себя", приводит к "негативизму", грозит "цинизмом" - превращает его в "failure" [1].
[1] "неудачника" (англ.)
Понедельник, 15 марта 1982
В Wilmington до лекции ("Faith and Doubt in Dostoevsky" [2]) традиционный ужин с Томом Кларком. На этот раз он пригласил молодого (сравнительно) судью с женой. И тоже удивление - как мало они все знают, просто знают о мире, о Европе, о России, о всем том, что вне их "профессиональной" и "социальной" жизни. То же самое, конечно, можно сказать и о французах, и о других народах... И все-таки я всегда поражаюсь тому, до какой степени современный мир - провинциален. И это - несмотря на поток информации, льющейся из газет, телевизора и т.д.
[2] "Вера и сомнение у Достоевского" (англ.).
дневники,
прт. Александр Шмеман