Господь дарит нам много радостей. Самая бесценная из них - возможность любить и быть любимыми. Говорят, именно в эти минуты человек видит другого таким, каким его задумал Бог. Может, именно потому любовь концентрирует в себе особую энергию, а мы так стремимся к ней.
Наш очередной разговор посвящен христианской заповеди любить ближнего как самого себя.
Отец Георгий, любовь - слово, которое употребляется сегодня очень часто и каждый определяет его по-своему. Как соотносятся наши представления о любви с тем, что говорил о ней Христос? И что вообще стоит за этим словом?
Под словом «любовь» подразумеваются иногда совершенно разные понятия. Оно и должно вмещать в себя очень многое. Хотя здесь нужно учитывать специфику русского языка. Потому что если мы обратимся, например, к греческому, то там любовь обозначается четырьмя словами. Есть «эрос», и это не обязательно секс, поскольку эротическая любовь и сексуальные отношения - не одно и то же. В последних часто никакой любви нет, а лишь чувственность или даже извращенная похоть. Эротическая же любовь значительно более интересна. Это любовь личная и личностная. Мало кто об этом знает, но на традиционных древних иконах Церковь изображается в виде ангела с огненным ликом пламенеющей эротической любовью ко Христу. Например, это ярко видно на иконе Софии Премудрости Божьей. Почему? Потому что Христос в библейских текстах предстает как Жених по отношению к своей чистой, непорочной Невесте - Церкви. Конечно, имеется в виду Церковь в некоем мистическом, а не юридическом или каноническом смысле. Именно поэтому Церковь пламенеет любовью ко Христу. Иначе какая же она Невеста? И какой же Он - Жених?
Второе понятие любви в греческом языке - «филиа». Оно встречается в философских и богословских книгах и означает дружественную любовь. Христос однажды сказал своим ученикам-апостолам: «Я теперь не называю вас рабами, Я называю вас друзьями». А они до Его смерти и Воскресения были отнюдь не идеальными людьми. Вспомним, как однажды Христос сказал даже апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана. Ты Мне соблазн, ибо думаешь о человеческом больше, чем о Божьем».
Так что дружба освящается церковью опять же личным, прямым примером Христа, Который хочет, чтобы верующие в Него становились не рабами Ему, а друзьями.
«Сторге» по-гречески - это любовь между детьми и родителями. Мы признаем ее как настоящую любовь, ибо между отцом, матерью и ребенком в первую очередь существует не страх и зависимость, а особая благородная любовь.
Четвертое - знаменитое греческое слово «агапи». Агапическая любовь - та, которая распространяет себя на всех и на все.
Когда Христос призывает нас к любви, в греческих текстах употребляется именно слово «агапи», указывающее на то, что у любви не должно быть никаких преград, что она должна стать всеобъемлющей. Греки до сих пор пользуются всеми этими словами, проясняющими очень многое, но не все.
В чем же заключается особенность любви христианской?
[Spoiler (click to open)] Она включает в себя все четыре типа любви и еще что-то. Ведь и до христианской эры люди ощущали любовь к близким, родным, друзьям и стремление любить всех - независимо от того, как это получалось и чего они достигали. Человеческая душа все это знала в любые времена. С приходом же Христа впервые было сказано: «Бог есть Любовь». И это не определение с точки зрения логики, а то, что открывает нам путь для Богопознания - живого и действенного.
Христианство - это вера в Любовь, которая включает и меняет все известные типы любви, возводя их прямо к Богу. А Христос для нас - образец Полноты Любви. Он - Сын Любви Отчей. Поэтому и сказано в Писании: «Никого на земле не называйте себе отцами, ибо один у вас Отец - Небесный».
Питаясь той Любовью, которую Господь нам дает, которая чище, выше и сильнее всего остального, нужно раскрывать и проявлять любовь и во всех сторонах своей жизни. И главное, что сделало христианство, - оно принесло заповедь, прежде абсолютно незнакомую человечеству и по сей день являющуюся исключительно христианской ценностью: «любите врагов ваших». Этим христианство отличается от всех других религий! Хотя эта заповедь любви к врагам иногда вызывает симпатию и у нехристиан, общим признанием она до сих пор не пользуется.
Это можно понять так: молиться за обижающих или благословлять ненавидящих - значит приказывать сердцу, заставлять себя. Но разве это правильно? Если человек делает мне плохо или я знаю, что он порочен, зачем я буду его любить?
Заповедь свободной любви к Богу и ближнему для христианина главнейшая. И Христос показал нам пример такой любви. Думаю, в этом никто не сомневается. А Он был истинным Богом, но и истинным совершенным Человеком, во всем таким, как мы. Во всем, кроме греха. Он не совершал грехов и не имел опыта зла. Наоборот, брал на Себя чужие грехи, возлагая на Себя за них ответственность.
Но когда человек, к примеру, унижает тебя, полюбить его трудно, его можно лишь жалеть, ему сочувствовать, сопереживать...
Это ведь уже подступы к любви, хотя и с натяжкой. Сказано: «не люби грех, люби грешника». Это принципиально - любить человека и в грехе его, но сам грех осуждать, иметь такой дух, чтобы ему не было места. Мы же часто путаем то и другое и поэтому не понимаем, что без любви к ближнему нет любви к Богу. Как и наоборот.
Но где взять любовь к тому, кто вредит тебе, кто агрессивен, не говоря уже о более серьезных поступках?
Только в одном: источник любви - в Боге. Поэтому каждый должен уметь обратиться к Богу, даже если не знает Его имени, и не крещен, и не выполнял никогда никаких обрядов. И ему сразу станет легче. Господь откроет ему красоту этого мира и вдохновит его. Как русские иконы вдохновляют человека на молитву.
Любить способен каждый человек?
Да. Иначе он - не человек.
Всегда ли любовь благо? Ведь она приносит и слезы, и страдания...
[Spoiler (click to open)] А это уже судьба любви на земле - то, что в христианстве называют крестом человека. У каждого из нас он свой. Крест - образ трагической судьбы любви в этом мире.
Значит, все изначально обречено на то, чтобы мы мучились, испытывали душевную боль? Почему?
Потому что люди не достигают любви. Мир лежит во зле. И хотя человек бывает готов признать, что любовь - высшая ценность, живет-то он, как правило, по другим законам и часто предает ее. Грех прелюбодеяния, а это значит - предательства любви, совершается сегодня в массовом масштабе.
Почему Церковь, в особенности православная, плотскую любовь считает чем-то недостойным, увязывая ее с развратом, блудом? В восточных религиях она занимает вполне почетное место, равносильное подчас религиозному очищению...
Это очередное и весьма распространенное заблуждение. Наша Церковь никогда не смешивала настоящую человеческую любовь, которая благословляется Богом, с грехом. Есть молитва на разрешение брачного ложа, завершающая таинство брака. Нет ничего дурного в сексе, если он не оторван от ответственности в любви. Это то, что заложено в нас Богом. Но в сексе человек не должен уподобляться лишь животным: ведь он еще и любит, а если он не любит, то он - хуже, ниже животного. Повторяю: Церковь не против любви сексуальной, она против доставления чувственных наслаждений исключительно для себя и доставления для себя исключительно чувственных наслаждений.
Что же касается Востока, то там все гораздо сложнее. Те же тантристы, находясь в пылу самых изощренных страстей, не позволяют себе ничего, никакого секса, для них это форма высшей аскетики. У нас же любовь низводится или исключительно до секса, или до чего-то внешнего, до сантиментов и ритуала. И это пропагандируется на экране.
Можно ли исправить ситуацию?
Человек должен поставить перед собой цель - всю жизнь созидать в себе совершенную, полную, пламенеющую любовь к Богу и людям, которая этим пламенем будет охватывать всего человека.
Как достичь ее, если для этого нет почвы?
Эта почва - наше сердце, наш дух. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему. Тайна человека в том, что он - существо, живущее благодатью, даром любви, которая распространяется абсолютно на всех и на все. Если ваше сердце закрыто и благодати там нет, то наступает разочарование. Тогда вы не знаете, как противостоять злу: и внешнему, и в себе самом. Ищите благодать! Учитесь быть носителями ее, богоносцами, христоносцами, как говорили о себе древние христиане.
Как никто в этом нуждаются болящие. Потому что любовь цельбоносна, она восстанавливает не только духовную целостность человека, но и душевную, и даже телесную.
Любовь может творить чудеса, благодаря ей можно исцелиться, когда на это, казалось бы, никакой надежды не было. Много раз я в таких случаях видел и слышал, как врач разводит руками и говорит: «Удивительно, я такого не видел, в моей практике ничего подобного не случалось...» Но это не магия, не какое-то волшебство. Любовь - это нечто большее. Поэтому больной человек должен укорениться в духе любви. Бог - Он нелицемерен и дает Свою благодать любому из нас независимо от того, что было прежде в нашей жизни. Есть только одно условие: Он не может заставить любить Себя и других насильно. От нас требуется лишь обращение к Нему с открытым сердцем и желанием всегда жить по-божески и по-человечески.
Но ведь полюбить врага, не насилуя свои чувства, очень трудно. Зачем это нужно и что дает это человеку?
Любить врага, несущего нам зло, нужно для того, чтобы прервать действие закона «зло рождает зло». Любовь зла не творит никогда. Любя врага, мы и сами не заражаемся злом, пусть даже через благородное чувство мести, и другим, в том числе самим нашим врагам, не даем основания для оправдания своего зла и греха. Увидев любовь к себе, наш враг или очнется и покается, явно или тайно, или уж пойдет напропалую дальше по прежнему пути, отринув совесть и всякую честь, чем и изобличит себя вконец и не даст своему злу быть для кого-то, в том числе для себя, привлекательным.
Как полюбить себя? Мы не очень этому обучены. Как тут не впасть в эгоизм?
[Spoiler (click to open)] Любовь к себе кажется естественной. Но в человеке она, чтобы не выродиться в эгоизм, должна быть соотнесена с любовью ко всем и ко всему, к Богу и ближним. Христианство не эгоистично, но и не только альтруистично. В Писании сказано сразу о любви к Богу и любви к ближнему, как к самому себе. Это значит - любовь универсальна. Она отрицает всякую ненависть как дух, чуждый Богу Любви. Чтобы полюбить себя, надо полюбить Бога и ближнего, как, впрочем, и наоборот. Выход из этого все тот же: надо открыть свое сердце и устремиться к Вере, Надежде, Любви и Свободе в их полноте и личностном измерении. источник