Оригинал взят у
otec_ioann в
Моя жизнь во Христе. Слово 1805 http://www.hamburg-hram.de/ioann/tom1/slovo-1805.htmlДля жжения пред Господом во время молитвы не жалей свечи восковой: помни, что ты жжешь ее пред Живущим во свете неприступном и тебя от Света Своего просвещающим. Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца. Да напоминает она тебе, что ты и сам должен быть светильником горящим и светящим. Он бе, сказано об Иоанне Предтече, светилник горя и светя [Иоан. 5, 35].
Церковная свеча (Елена Шварц)
Меняя тело на свеченье,
Свой воск на свет исчезновенья,
Как знаменье Преображенья,
От тихого ли дуновенья
К востоку клонится свеча.
Как бы овца Христова
Иль сокровенное в слезах
Едва прошептанное слово.
И кто её зажёг - смотрел
В неё как сонный сокол,
И в сердце пламени тонул
В безмыслии высоком.
Внутри свечи
В мандорле живого огня,
На лазурном подножии
В тёмном облачке
В туманном орешке
Чёрным иноком фитиль
Колеблется в такт молитве.
Святой, ты живёшь в огне,
Который порой недвижен,
Порой качает его дыханье
Невидимого Бога.
Елена Шварц
Мандо́рла (от
итал. mandorla - миндалина), особая форма
нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение
Христа или
Богоматери (реже
святых).
Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии
Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии
Успения Божией Матери.
Мандорла может иметь как вытянутую, овальную форму, так и форму круга. Цвет мандорлы, поскольку символизирует сияние, состоит из колец, расположенных в порядке высветления - либо к центру, либо к краям. Сама мандорла часто бывает изображена пронизанной тонкими золотыми лучами, либо эти лучи также могут быть написаны белой краской. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе преподобного
Андрея Рублёва «Преображение Господне» из праздничного чина
иконостаса мандорла изображена иссиня чёрным цветом. Казалось бы: почему здесь свечение показано такой тёмной краской? Здесь нашло отражение православное учение о божественном свете: что самый яркий свет невидим человеческому глазу. Можно вспомнить, что
апостол Павел ослеп от яркого света исходившего от Христа и как
пророк Моисей беседовал с Богом отвернувшись, чтобы не ослепнуть. Так, самый яркий свет невидим, как непостижим Бог. Поэтому мандорла, написанная тёмной краской, говорит о тайне, о непостижимости человеческим умом Божественного начала.