Путь победы над страстью и над окамененным бесчувствием (А.И. Осипов)

Aug 23, 2009 16:36

Хорошо сказал отец Павел Флоренский, что наша обычная любовь может быть переодетым эгоизмом. А святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что наша обычная любовь очень часто превращается в бешеную ненависть: увы, вчера любил, сегодня ненавидит. Эта любовь касается только поверхности человеческого существа, христианская любовь касается самой сути души человека. Истинная любовь возможна, только если она произрастает из христианского смирения.

- Это то равнодушное состояние, которое Иоанн Лествичник называет окамененным нечувствием. Кто не борется с собой, успокаиваясь тем, что «крупных грехов не совершает», кто не понуждает себя к состраданию ближнему, к неосуждению, не борется со своими мыслями, чувствами и желаниями, тот и впадает в состояние окаменения.

К окамененному бесчувствию приходят люди, которые погрязают в плотских грехах. Особенно это касается разврата, здесь полностью уничтожается деятельность сердца, человек становится эгоистичным, неспособным к семейной жизни. Эгоизм ищет только наслаждений, он вытесняет из души человека ту природную чашу любви, которая дается каждому от рождения. Развратный, беспорядочный образ жизни совершенно опустошает человека. Каждому дается драгоценный сосуд любви, - это, пожалуй, самая большая ценность в земной жизни. И ее можно расплескать в никуда: на случайные встречи, на мысли, на внутреннее распаление страсти.

Это нечувствие - опаснейшая вещь и в душевном, и в духовном плане. Оно обусловлено внутренней свободой всяких скверных мыслей и чувств, возникающих в нас. Погружение в эту сферу незаметно снаружи, внешне человек - агнец непорочный, а внутри его кипит настоящая клоака. Человек постепенно теряет любовь и ему потом очень трудно в семейной жизни, потому что жизнь во мраке эгоизма, тянущего к одним наслаждениям, искажает человека, он становится нечувственным, неспособным к настоящей жертвенной любви. Таких можно только жалеть.

Сейчас это имеет особенное значение, потому что разврат всюду, это подобно грязной волне селя, которая идет на наш мир. И люди совсем молодые уже знают столько, сколько неизвестно седовласым старцам. Бедные! Уже в юном возрасте они чашу любви вылили из себя и стали неспособными для семейной жизни. Увеличивается количество разводов, потому что любовь расплескивается по сторонам.

- Как работать над маленькими грехами, как, например, курением?

- Когда человек не может поднять десять килограммов, смешно, если он возьмется за двухпудовую гирю. Никто не побеждал страсть без борьбы. Тот, кто не верен в малом, никогда ничего не сделает великого, - это закон.

Есть путь победы над страстью. Во-первых, необходимо возыметь желание, а во-вторых, начать следить за собой и хотя бы один раз в день понудить себя сделать то, что по-христиански необходимо, но очень не хочется. И хотя бы один раз в день воздержаться от того, что дурно. Тогда станет видно, как эти маленькие шажки укрепляют душу. Надо начинать с малого. Вот сидит человек в кресле, нога на ногу, а потом вспомнил, взял и снял ногу с ноги. Никто не знает, почему он это сделал, а он знает. Все сидят за столом, кушают, и чувствует человек, что уже сыт, а на тарелке еще много, он молча перестал есть, чтобы не переедать. Хочешь освободиться от большой страсти, начни с малой, как делали все от сотворения мира. Духовная жизнь в Православии называется «аскетикой», греческое «аскео» значит «тренируюсь, упражняюсь». Христиане подобны спортсменам, и нам надо начать заниматься духовной тренировкой как следует. Тогда достигнем большего, в том числе отвыкнем от курения.

- Как приобретается страх Божий?

- Хорошо об этом говорит авва Дорофей. А у Иоанна Лествичника этому вообще посвящено несколько страниц. Это свойство, без которого вообще невозможен духовный прогресс, приобретается он простым способом - вниманием к своей жизни, сопоставлением ее с Евангелием. Все познается в сравнении, и мы имеем уникальную возможность сопоставить свою жизнь с евангельским эталоном правильного человеческого состояния. Заповеди есть не что иное, как свойства нормального здорового человека. Они не извне данный мне закон, это - моя природа, ее здоровые свойства. Перед лицом заповедей сначала увидим свои грехи, а затем сможем переживать то, что называется страхом Божиим, который имеет три ступени. Первая - страх рабский: вот согрешу, а Бог меня за это накажет. Вторая - страх наемнический: вот согрешу, и Бог не даст мне награды. И, наконец, страх сыновний, когда я буду бояться оскорбить ту любовь Божию, ради которой Христос претерпел ужасные страдания: страшно оскорбить Того, Кто за меня отдал жизнь. Страшно оскорбить такую любовь. Это - страх любви.

- Является ли шизофрения состоянием беснования или нет?

- Здесь мы сталкиваемся с естественным действием законов природы, установленных Богом. Люди могут рождаться с разными психическими и телесными болезнями. С христианской точки зрения каждый рождается в наилучшем для него состоянии, необходимом для спасения его души, ибо это состояние - временное и ничтожное по сравнению с вечностью. С атеистической точки зрения родился человек больным - он несчастен. А с точки зрения христианства, больной может быть как раз самым счастливым. У святых Отцов встречаются такие слова, что психическая ненормальность и даже беснование является одним из наиболее легких путей спасения человека.

- Существует ли дьявол вне существа человека?

- По этому поводу в западных катехизисах ранее шли бурные дискуссии, а сегодня об этом умалчивается. Нам же можно говорить прямо. Все святые Отцы из опыта утверждают: да, падшие духи есть. Но эти падшие духи не имеют над нами никакой власти, если мы сами добровольно не будем следовать их указаниям, если сами не пойдем по пути нарушения заповедей Божьих. Поэтому самый большой грех тот, когда человек может не согрешить, но он согрешает. Иногда, конечно, бывает насилие страсти. Вот человек сел за стол, он привык объедаться, теоретически он может и не объесться сейчас, но практически не может. И другое дело, когда он свободен, когда он может не грешить. Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16,10). Самые страшные это так называемые «малые грехи», которыми мы еще не порабощены, от которых мы еще свободны. Борьба с ними, вот откуда начинается построение и созидание нашего духа. Дома могу включить телевизор, а могу и не включить. Эти малые грехи, которые мы совершаем добровольно, являются причиной огромных грехов. Поэтому нужно быть очень внимательным к этим «песчинкам» наших страстей.
Обычно под грехами что разумеют - убийство, воровство, прелюбодеяние. Нет, это уже следствия: когда сел на сани, покатился с крутой горы, теперь только осталось сломать себе шею. Надо было раньше думать, когда ты был свободен решать, садиться в сани или не садиться. А когда несешься вниз - тут уж ты раб - от этих саней никуда не денешься.

- Всегда ли поведение человека зависит от его духовного состояния? Есть люди, у которых рука не поднимается сделать что-то злое, а Вы говорите, что если у человека нет скорбей, то он - труп, так ли это?

- Очень разные вещи: не делать зла и отсутствие скорбей. Скорбей у человека может не быть по той причине, что он духовный труп. Например, человек добрый, у него рука не поднимается делать злое, но это только его рука, а чем он внутри себя живет? Нельзя смешивать нравственную и духовную стороны в человеке. Нравственность - это характер моих отношений с окружающим миром, с обществом, законом, с другим человеком, со своей работой, своей семьей. А то, что внутри меня, когда я могу превозноситься, тщеславиться, завидовать, испытывать к ближнему неприязнь - вот это духовное. Так что в нравственном смысле моя рука может и не поднимается на худое, но духовно я могу быть очень болен. Важно понять, что одна страсть может заменить все прочие, и, кстати, гордость именно таковой и является. Гордый не будет отвечать на пустые оскорбления.

Есть интересный пример у аввы Дорофея. Он был удивлен поведением одного молодого монаха, который молчанием отвечал на оскорбления и клевету. Старцу показалось, что юноша достиг совершенства. И он спросил его: «Брат, как ты достиг того, что оскорбителям ничего не отвечаешь?» Ответ: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды, как от людей? Это - лающие псы». И авва Дорофей в ужас пришел от этого смирения.
Человек может быть нравственно безупречен, а духовно ужасен.

Всю суть христианства можно свести к одному греческому слову - синергия, то есть соработничество. Ни я не могу спастись без Бога, ни Бог не может меня спасти без меня. Вот одна из фундаментальных аксиом христианской веры. Поэтому рвение может ослабеть только тогда, когда человек перестает чувствовать грех. А пока гвоздь в пятке, будет прыгать на одной ноге, пока не помогут вытащить.

Если человек будет следовать евангельским заповедям, то он никогда не придет к мысли о своей безгрешности, если же он будет опираться на свое понимание добра, то, конечно, легко ему впасть в гордыню.
Кстати, есть хороший термин, определяющий человека, который исполняет все внешние церковные предписания, но не борется со своими страстями, - это состояние дмения, то есть мнение о своей праведности. Такового называют святым сатаной. Снаружи он свят, а в душе - сущий дьявол. Игумения Арсения (Себрякова), замечательная подвижница конца века, говорила своим сестрам-монахиням: «Когда же вы станете хоть немножко христианками?» Они страшно возмущались и говорили о ней: «Она еретичка. Мы все послушания исполняем, богослужения посещаем, посты держим, ходим на исповедь, причащаемся, мы все делаем, чего она от нас еще требует?» А она им твердит: «Вы своим умишком-то занимаетесь? Что у вас в голове, о чем вы думаете? Вот я поглажу по голове одну монахиню, а что при этом с другой происходит? Ты готова из зависти и ревности растерзать ту, что я погладила. Сколько лицемерия у вас!» - «Ну, это ты, матушка, далеко как забралась…»

Вот вам наружное христианство.

Напомню вам, что Христа распяли такие вот наружные праведники: первосвященники (епископы), фарисеи (монашествующие), книжники (богословы), все те, кто видели себя праведными, им Христос был не нужен, Он для них враг. Потому что Он говорит: «Дай мне сердце твое, сыне», а не «Дай мне твои котлы, и кружки, и скамьи, которые ты омываешь после рынка».

Осипов, православие

Previous post Next post
Up