Богач и Лазарь (о праздности ума)

Nov 06, 2011 16:18

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (веселяся на вся дни светло). Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Почему был осужден этот богатый человек? Разве быть богатым грешно? Богатство, как и бедность сами по себе не могут быть грехом, но до греха довести могут.
Бедность может привести человека к отчаянию, зависти, ропоту на Бога и людей и другим тяжким грехам. Но в случае с Лазарем мы видим терпеливое и безропотное несение тягот жизни. Если бы Лазарь роптал, тогда, наверное, Евангелие нам об этом сказало бы. За свое терпение и смирение взят был Лазарь на лоно Авраамово.
А что же богач? Даже имени его мы не знаем и это тоже говорит о многом. О том, что праведников Господь знает по именам, а беззаконников имена не вписаны в Книгу Жизни, Бог их не знает.
В чем же вина богача? Виновен ли он в том, что не подавал милостыни нищим? Может да, а, может, и нет. Но, что мы знаем в точности, это то, что он пиршествовал блистательно каждый день. Каждый день быть на пиру, представьте себе, как это утомительно для тела, но еще более утомительно и вредно для души. Пир - это всегда множество народа, пустые нетрезвые разговоры, обжорство, сластолюбие и более тяжкие грехи (вспомните смерть Иоанна Крестителя - Ирод, Саломия, Иродиада). Кто-то из монахов советовал своим духовным чадам, если они не могут отказаться от приглашения на празднование чего-либо, то оставаться на празднике не более 1.5 часа. Если есть возможность уйти раньше, лучше уйти раньше.
Любое застолье - это разговоры и часто эти разговоры вводят нас в грех. Частые пиршества, а значит и праздный образ жизни опасен еще и духовной праздностью, которая вредит нашей душе, нашему спасению. Нам заповедано "узкими вратами входить в жизнь вечную", а нам хочется войти широкими, как говориться, с песней по жизни, живя в свое удовольствие, не ограничивая себя ни в чем. Т.е. жить ублажая себя, чтобы мне было хорошо и комфортно. Но такая жизнь ведет нас к гибели. Можно так прожить всю жизнь и многие так и живут - для себя. Каков конец - "Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках....".
Конечно, могут сказать, что из находящихся в храме, нет таких, которые бы пиршествовали каждый день. Но ведь это как посмотреть. Человек может жить скромно, но в самоублажении. Кто из нас живет роскошно? Мало таких. А кто живет, стараясь угодить себе, ублажая себя? Таких много.
А если сравнить наши жизненные условия с теми, в которых живут люди в Африке и Азии? Так для них мы "одеваемся в виссон и порфиру и пиршествуем каждый день".
А поэтому есть в сегодняшней притче и другой смысл. Пиршествовать - это еще означает не задумываться о Боге, жизни, о своем спасении. Проводить часы за просмотром телевизора, в интернете, болтая по телефону или скайпу или в аське. Мы находим время на общение в "Одноклассиниках", "Контакте" и т. п., а на общение с Богом, на чтение Слова Божия, на молитву, на заботу о бедных и убогих время не находим. Разве это не пиршество для ума и для души. В наши дни это стало бедствием. Люди не могу найти время побыть наедине с Богом, с самим собой, со своей совестью. Разве это не застолье с пустыми разговорами, непристойными шутками и анекдотами? Сейчас даже людям трудно быть в тишине, они не выносят тишины. Нужен какой-то фон, музыка, звук радио или телевизора, что угодно, лишь бы не было тишины. Каков конец такого пиршество ума и души? "Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках....".

А что такое тишина и Кто есть начальник тишины?  (Канон Богородице песнь 3) Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая. Христос - Начальник тишины. Св. Игнатий Антиохийский называет Сына Словом Божиим, «исшедшим из молчания». В «Добротолюбии» блаженный Диадох называет молчание «матерью премудрых помышлений», а преподобный Исаак Сирин в противоположность словам, «орудиям этого мира», говорит о безмолвие как «тайне будущего века».

Что дает молчание и тишина? В молчании человек обретает самого себя. Молчание необходимо, так как оно позволяет услышать нашу совесть. В тишине появляется возможность отличить свое желание, свою волю, свой взгляд от того, что мне навязывается извне и навязывается так искусно, что я принимаю это за свое, выстраданное и понятое.
Почему так важно слышать себя? Потому что тогда мы познаем себя, мы узнаем правду о себе.
Один из монахов Псково-Печерского монастыря сказал поразительно мудрые слова: (Несвятые святые стр. 177) « Знание себя, правды о себе, является одним из двух главных открытий в жизни. Познакомиться с самим собой - это очень важное знакомство. Ведь огромное количество людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе - в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги»…. Это слова из Апокалипсиса. Это открывается через Евангельский, предельно честный взгляд на себя. Если хотите это и есть истинное смирение. Оно ни чуть не унижает человека. Напротив, прошедшие через испытание этой последней и страшной правды становятся святыми. Теми прозорливыми пророками и чудотворцами, которыми вы так восхищаетесь.

А второе открытие вы знаете не хуже меня. Эту истину Церковь терпеливо напоминает нам на каждой службе без исключения: «Христос - истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеолюбец».

Сегодня празднование иконе «Всех скорбящих Радость». Скорбящих как физическими скорбями - болезнями и недугами, обидами и несправедливостями, так и тех, кто заглянул в себя и увидел себя и познал что он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» и скорбит об этом и уповает на предстательство непреложное Божией Матери о нас грешных.

богатство, праздность, толкование

Previous post Next post
Up