НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Apr 09, 2011 14:43


Миновало пять недель Великого Поста. Начинался Пост Неделей Торжества Православия, когда Церковь показала нам Свою святость, святость своих верных сынов и дочерей и определила ту вершину (обожение) на которую призывает нас войти Церковь. Но Церковь показала не только идеал и цель, но и указала путь.
1. Непрестанная молитва и бодрствование - Неделя Григория Паламы
2. Отречение себя со своими сластьми и похотьми, подъятие своего креста и следование за Господом - Крестопоклонная неделя.
3. Научила как отвергнуться себя и стяжать добродетели - Неделя Иоанна Лесвичника

С чем же мы подошли к концу пятой недели - недели Марии Египетской? Для чего нужно было пройти именно этот путь? Преподобный Симеон новый Богослов говорит, что точное исполнение заповедей Христовых показывает человеку его немощь, а преп. Исаак Сирин - что видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов. Путь этот был нужен нам, чтобы познать свою немощь, свою греховность и приобрести чувство покаяния и смирения.
Преп. Петр Дамаскин сказал: «Когда ум начинает видеть свои согрешения - как песок морской, то это есть начало просвещения души и знак ее здоровья".


«Каким же образом совершается прозрение души? Человек, духовно еще почти слепой, различает в себе смертные грехи величиной с гору: убийство, блуд, воровство... Если он покается, оплачет свой грех - тогда греховные глыбы рассыпаются, и человек откроет в себе новые грехи, которых раньше не замечал или которые ему казались малозначительными. Он может почувствовать, какое множество грехов его отделяет от Бога, обнаружить в себе зависть, гордость, гнев, сребролюбие, эгоизм и так далее - увидеть эти греховные камни. Человек начинает каяться в этих грехах, понимать причину их появления, бороться с ними. И тогда эти крупные камни начнут дробиться на множество мелких. И когда человек ужаснется, увидев душу свою в грехах, как в грязной «небрачной» одежде, станет оплакивать свое падение, поймет, что грехов у него так много, как песка в море, тогда можно говорить о настоящем духовном прозрении. Так было и у святых, которые полагали много сил на то, чтобы каяться в грехах, оплакивать их, ненавидеть грехи свои, и посвящали всю свою жизнь тому, чтобы приобрести духовное зрение». (???)
«Увидев множество содеянных зол, мы начинаем понимать, что человеческая воля не в состоянии освободить нас от этого моря грехов и своей силой очиститься мы не можем. Вот тогда мы начинаем взывать к Богу о помощи: «Господи, очисти меня, дай мне силу видеть и победить мои грехи». И по мере очищения с Божией помощью начинает проявляться в душе образ Христа, заполняя ее светом". (???)
Но мало увидеть свои грехи, нужно еще и покаяние, (одного раскаяния в грехе мало).
Каким должно быть наше покаяние? Идеал покаяния - покаяние Марии Египетской. В неделю 5 Великого Поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, ее покаянный подвиг. Из ее жития мы знаем, как она растлевала свое тело, а этим самым и душу. Душа и тело человека есть одно целое, а поэтому если растлевается тело, то будет растлеваться и душа и наоборот, растление души ведет к телесному растлению.

Но на каждый грех есть покаяние. Покаяние (метанойя) - это перемена ума, это решимость бороться с грехом, решимость переменить образ мыслей и жизни. И вот Мария Египетская и явила нам пример такой решимости и принесла плод достойный покаяния.
Господь, зная нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба. Пр.Иоанн Лествичник пишет: "Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои, и сие не удивительно. Слово о судьбах падения темно для нас и никакой ум не постигает это". Еще говорит: "Не ужасайся, если и каждый день падаешь; не отступай от пути божия, но стой мужественно и без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит". По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели. (Вся наша исповедь, если нет решимости, стремления исправиться - пустословие, празднословие. А Господь спросит с нас за каждое праздное слово).
Матф.3:8 "Сотворите же достойный плод покаяния". «Пришли и мытари креститься и сказали ему: «Учитель! Что нам делать?» Он отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». Т.е. плод достойный покаяния - это добродетель противоположная греху или страсти. Где нам взять столько добродетелей? Если грехов, как песок морской, то и добродетелей должно быть не меньше. Многие, наверное, примеряли на себя лествицу добродетелей Иоанна Лествичника. Знаем где каждый из нас находится. На первую ступень - отречения от мира, его соблазнов - только ногу занесли, а ступить не ступили. Или нет решимости, или слабость человеческая, скорей всего и то, и другое. Что же делать?
Есть такая притча. Умер человек и попал на Небо. У врат райских встретил его Апостол Петр и сказал ему: "Чтобы пройти в эти врата тебе нужно назвать 100 добродетелей, которые покрыли бы твои грехи. Давай посмотрим, что ты в жизни сделал и набрал ли достаточно."

Человек начал вспоминать: "Я постился..." "Отлично! 1 очко уже есть," - ответил Св. Петр. "Я давал милостыню," - добавил человек. "Хорошо, это еще 2 очка," - и так же дальше пошла беседа. Когда всё уже было вспомнено и упомянуто, насчитали они 46 очков.
И вот, Апостол сказал ему: "Ты много доброго сделал в жизни и действительно старался. Но у тебя только 46 очков, как видишь, а я, к сожалению, не могу тебя пропустить, если нет сотни."
Человек заплакал в своей скорби и в ужасе и сквозь слезы сказал Апостолу: "О, святой Пётр! я всю жизнь старался делать всё, чтобы своими действиями прославить Бога и попасть в рай... Если я при этом набрал только 46 очков, есть только одно, что может меня спасти - это милость Божия!..." И Апостол ответил на это: "Поздравляю тебя! радуйся! Милость Его сама по себе дает 100 очков и ты можешь теперь войти."

Милость Божия к нам покрывает наши грехи и немощи. Матф.8:17«Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Следующее воскресенье носит название Вербного Воскресенья, будем праздновать вход Господень в Иерусалим. Будем ликовать и восклицать: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних»! Кого будем встречать? Того, Кто нас очистил от греха, Кто простил нам наш непомерный долг, Кто исцелил наши душевные и телесные недуги, Кто покрыл наши недостающие добродетели своими страданиями и язвами, будем встречать Господа и Спаса нашего. Аминь!

(По материалам статей и проповедей различных авторов)

Мария Египетская, грехи, Великий Пост

Previous post Next post
Up