В одной дискуссии с влюбленными в СССР, мне в голову пришел следующий аргумент:
"Я вижу больше светлых сторон в жизни СССР, чем они в жизни Русской Православной Церкви"
"Я знаю больше о жизни темного двойника Церкви, чем они о темной стороне СССР"
И вот тогда пришла к мысль именно о влюбленности в СССР моих оппонентов.
А за этой мыслю пришла мысль о том идет соперничество не взглядов, а идолов.
"Справедливый СССР", "Святая Русь", "свободная демократия просвещенного Запада", "Россия которую мы потеряли" - все это, помимо прочего, является еще и идолами.
И вот тут, я заново понял смысл двух первых Моисеевых заповедей.
Что такое идол?
Идол - это предмет поклонения, то что занимает место Бога в человеческой душе.
А в силу того что Бог является единственным источником Истины, поклонение идолу становится поклонением чему-то ложному. Всякая человеческая правда, за которую обычно борется человек, очень часто становится для души идолом. А став идолом, она неизменно превращается в ложь и никогда не уживется с Истиной.
Бог же хочет чтобы Истина, а не ложь, торжествовала в человеческом сердце. Именно поэтому две первых заповеди данных Моисею звучат как:
1. Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им;
Фактически это две заповеди об одном и том же.
И тут есть прямая связь с Новым Заветом. Активнее всего Христос борется с теми идолами, которых вместо истинной религии возвели: книжники, фарисеи и саддукеи. Именно поэтому самые жесткие слова Христос говорит не кому-нибудь, а этим ревнителям "преданий человеческих" (
от Матфея, 23:23-38).
Здесь также легко показать неправоту католиков и протестантов: первые в качестве идола поклоняются Римскому Папе, а вторые - самим себе.
И вот тут мы подходим к самому интересному.
От поклонения идолам не свободен никто. Даже и мы - православные христиане.
Может быть, даже, мы находимся в более опасном положении нежели другие конфессии, потому как привыкли успокаивать себя принадлежностью к самой правильной традиции, хотя к этому склонны представители любых конфессий, но мы как-то по-особенному гордимся своей причастностью к Православию.
Идолом может стать кто- или что- угодно: батюшка на приходе, любимый богослов, царебожничество Николаю Второму, демократичность экуменизма, верность "традиции", интеллектуализм парижского богословия и прочая, и прочая, и прочая...
Отсюда выводы:
Центром нашей жизни должен быть Христос, а не сколь угодно красивые идолы. Потому что, только тогда Отцы смогут стать нашими помощниками в нелегком деле оберетения подлинной человечности.
Не стоит слишком доверять чувствам своего ветхого человека, но лучше почаще питаться оставленным нам теми Отцами, что подвигом своей жизни смогли очистить свою душу, и тем обрести подлинное созерцание Истины.