Самураи. Art of War.

Jan 31, 2011 18:02

Я давно мечтал побывать на этой выставке. С самого её открытия. Или же с самого начала сессии. =) Поэтому побывать смог только вчера. Выставка будет проходить до конца февраля, поэтому время ещё есть. Могу дать совет - идти лучше в выходной. Хоть это и будет стоить дороже (на 100 рублей, а для студентов - на 200 из-за скидки, нераспространяющейся на выходные), зато культурная программа - гораздо шире (и она уже будет включена в стоимость). Ну и разрешение на фотографирование - 100 рублей. Хотя стоит ли его покупать - вопрос спорный - витрины освещены плохо и не все фотографии хорошо получаются даже со вспышкой.

Уверен, большинство на этой экскурсии интересовал именно традиционный японский меч - нихонто (объединительное название всех мечей вне зависимости от типа). Первым открытием для меня было то, что в зависимости от эпохи длинна меча могла отличаться и отличаться сильно. Катана более поздней эпохи могла быть длинной с вакидзаси более ранней. Вот, например, пара катана и вакидзаси первой половины эпохи Эдо (если кто не знает, мечи обычно носились парами длинный-короткий) привычной нам длинны:



А вот катана более поздняя. Длинной примерно с вакидзаси с предыдущей фотографии. Причём тут вы можете видеть, из чего состоит меч.



Немного об его устройстве нихонто. Во Вторую Мировую войну японцы выпустили пропагандистский ролик, в котором японец одним ударом катаны срезал ствол пулемёта. Этого удаётся достичь за счёт, во-первых, качества стали и ковки. Кузнец должен был подготовиться духовно к процессу ковки. Да и сам клинок изготавливался долго. Кузнец не изготовлял за год больше 5 мечей. Нихонто представляет из себя не единую выплавку, а своеобразный "многослойный пирог". Во-вторых, лезвие не точится, а полируется. Грубо говоря, если одно проведение точильным камнем снимает 100 молекулярных слоёв плюс-минус слоёв двадцать (в зависимости от силы прижатия, угла и т.д.), то при полировке одно движение - один слой. Таким образом лезвие получается гораздо тоньше, чем при обычной точке и толщина режущей кромки одинакова на всём её протяжении. Кроме того, само лезвие не гладкое, а зазубренное, только зубцы очень маленькие, и не видны даже под обычной лупой. Лектор, имеющий 3 дан во владении мечом, назвал это "нанопилой". Всё это позволяет резать даже металл. И именно это отличает европейский меч (который является рубящим оружием) от японского - им совершают именно режущие движения.

Теперь пару слов о рукояти. Она оборачивалась мокрой кожей ската. Когда кожа высыхала, она намертво обхватывала деревянную основу. После этого на кожу наматывались шёлковые или хлопчатобумажные нити. Так как кожа ската похожа на мелкую наждачку, то нити тоже держались намертво. В результате нихонто совершенно не скользит в мокрой ладони. В европейском мече эти функции выполняют различные украшения. При этом нихонто немного болтается в рукояти. Это сделано для того, чтобы гасить энергию удара при попадании в жёсткий предмет.

На нихонто единственным украшением является цуба - круглая пластина, отделяющая рукоять от меча. В отличие от гарды европейского меча задача цубой не блокировались удары. Она предназначается именно как отделитель. Кроме того, она удерживает ладонь от скользания на лезвие при колющем ударе.
Примеры цуб:

    


Кроме того, очень редко украшалось лезвие.

Конечно, не следует обожествлять (или демонизировать) нихонто - металл получается очень хрупким, и при неправильном ударе или попадании в очень твёрдый предмет (например в другой нихонто) он портится. Сталь так же подвержена коррозии, поэтому требует тщательного ухода.
Что характерно - нихонто изготовляются до сих пор. Но, само собой, очень ограниченными партиями - для коллекционеров или ценителей.

Доспехи. Они были очень дороги (гораздо дороже меча) и позволить их себе могли только военачальники. Впрочем, их задачей было защитить от случайной стрелы - как я уже сказал, правильно нанесённый удар нихонто прорезал даже сталь, а значит, доспехи против него были бесполезны.






Часть экспозиции была посвящена кимоно.







Кимоно гейши. Отличается большой длинной (до 190 см.).






Ну и в конце - свадебные кимоно:






Кроме того, я поучаствовал в чайной церемонии. Разумеется, это было в определённой мере упрощено, но не слишком. Для начала скажу, что существуют различные школы чайной церемонии, но различия незначительны. Входят в чайный домик безоружными и с правой ноги (потому что атаку начинают с шага левой). Вход низкий, заставляющий каждого входящего поклониться. Чай заваривают не кипятком. Во-первых потому что при температуре воды выше 96 градусов в чай выделяются нежелательные вещества. Во-вторых, чай принято пить сразу. Чай используют не тот, который мы привыкли видеть, а растёртый в порошок. Причём пьёт вместе с этой взвесью. После залития кипятком чай размешивают специальным венчиком до мелких пузырей (крупные считаются неэстетичными). Пиалу передают не из рук в руки, а ставят перед человеком на пол. Брать чашку следует за две стороны - ближайшей к тебе и противоположенной. После этого чашка ставится на ладонь и проворачивается два раза по часовой стрелке на 90 градусов. После этого чай выпивается. Затем чашку надо вновь провернуть два раза, но уже против часовой. В некоторых школа присутствует созерцание предметов, использованных при чаепитии.

фотографии, Япония, отдых, моё, культура

Previous post Next post
Up