В армии ежегодно умирает 2-2,5 тысячи человек

Apr 24, 2012 14:54


В начале апреля стартовал новый весенний призыв в российскую армию, а незадолго до этого в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за неявку в военкомат за повесткой. Об этом, а также о том, почему солдаты в армии погибают в мирное время, рассказала  Вероника Марченко, глава фонда «Право матери»
Сколько человек ежегодно призывают в российскую армию?

В среднем в последние годы на военной службе (в год, то есть за два призыва) оказывается около 300 тысяч призывников. Цифры «плана» по призыву постоянно корректируются. Наименьшая цифра озвучивалась в октябре-декабре 2011 года, когда в осенний призыв было запланировано забрать на военную службу 135 тысяч 850 молодых людей. Для сравнения: в весенний призыв 2012 года планируется призвать уже 155,5 тысячи граждан.


Что вы думаете о новом законе, где говорится о том, что молодые люди должны будут сами забирать повестки из военкоматов?

Я считаю эту инициативу депутатов просто абсурдной. Почему-то о дате судебного заседания суд обязан известить все стороны повесткой, и если не получит ее обратно с подписью стороны по делу, слушание не состоится. Если вы не распишетесь у курьера в специальном листе о том, что получили заказ, покупка будет считаться несовершенной, заказ не доставленным, и так далее. Уголовная ответственность за неявку за повесткой представляется мне более чем сомнительной ввиду повальной правовой неграмотности и неинформированности простых людей; а размытое понятие об уважительных причинах неявки - дополнительным полем для коррупции. Инициаторы законопроекта откровенно вредят нашей стране: поощряют коррупцию и окончательно делают военную службу  узаконенным рабством - никакими другими словами оценить эту «идею» у меня не получается.

Сколько людей погибает в армии в мирное время? Сильно ли различается официальная и неофициальная статистика?

Если не ошибаюсь, с 2008 года с сайта Минобороны исчез раздел, в котором раньше публиковались хоть какие-то сведения о потерях в вооруженных силах. Таким образом, официальные данные можно только выудить из интервью представителей Министерства обороны или Главной военной прокуратуры российской прессе один или два раза в год. Вот примеры таких интервью:

2008 год:

471

«В 2008 году в вооруженных силах России при исполнении служебных обязанностей и в нерабочее время погиб 471 военнослужащий (это на 29 человек больше, чем в 2007-м), при этом почти половина погибших покончили жизнь самоубийством. Об этом сообщила пресс-служба Министерства обороны России».

2009 год:

470

«По данным Главной военной прокуратуры, в прошлом году российская армия потеряла более 470 солдат и офицеров - считай, целый батальон».

2010 год:

478

«Ю.Чайка: В армии за прошлый год погибло 478 человек».

Что касается статистики фонда «Право матери», то с точностью до единицы мы можем говорить лишь о количестве обратившихся к нам в фонд за помощью. Эти данные таковы:

- за 2010 год фонд оказал квалифицированную юридическую помощь 4277 семьям погибших военнослужащих;

- за 2011 год - 5207 семьям погибших военнослужащих.

Разумеется, сыновья всех этих людей погибли в разные годы.

Наше общее представление о гибели людей в российской армии - порядковое. По нашему впечатлению, ежегодно в вооруженных силах погибает и умирает порядка 2-2,5 тысячи человек. Мы давно предлагали Министерству обороны печатать поименные списки погибших, но, увы, это предложение остается без ответа.

Каковы причины этих смертей?

Официальные версии причин гибели военнослужащих в 2011-м:

1) несчастный случай: ДТП, неосторожное обращение с оружием и т. д. (31%),

2) самоубийство (30%),

3) смерть от заболевания (28%),

4) доведение до самоубийства (5%),

5) при исполнении воинского долга (2%),

6) убийство/избиение и в результате смерть (2%),

7) иная версия/пропал без вести (2%).

Разумеется, неофициальные версии родителей будут иными.

Можете привести несколько конкретных примеров, когда официально заявленная причина смерти не соответствовала действительности? Как расследуются такие дела? Бывают ли установлены и наказаны виновные?

Самый частый случай, когда родители не находят в заключениях судебно-медицинских экспертов (обладающих по закону независимостью, но подведомственных Министерству обороны РФ), проводивших исследование трупа в рамках уголовного дела, отражения всех телесных повреждений, увиденных ими на теле погибшего, что, разумеется, вызывает обоснованное сомнение в достоверности и соответствии истине выводов экспертов.Обращаясь к следователю с ходатайством о проведении повторной или дополнительной судебно-медицинской экспертизы, родители погибших испытывают крайне негативное отношение со стороны должностных лиц. Наиболее распространенный ответ: «Нет оснований не доверять выводам СМЭ», без объяснения  конкретных причин отказа.

Например, в фонд «Право матери» обратилась за помощью Крашенинникова Галина Васильевна. Ее сына Ивана обнаружили повешенным в подвале казармы. Мать не поверила в официальную версию гибели - самоубийство: на теле сына были видны следы, наводившие на мысль о насильственной смерти. После настойчивых неоднократных ходатайств фонда к материалам уголовного дела были приобщены два консультативных судебно-медицинских заключения независимых специалистов в области судебной медицины, в которых содержались выводы о том, что Ивана сначала задушили ремнем, а уже потом повесили.

В ходе судебного следствия мы столкнулись с недоверием суда к выводам независимых специалистов и безоговорочному доверию «ведомственным» экспертам, необоснованным отказом в приобщении к материалам уголовного дела консультативных судебно-медицинских заключений независимых экспертов, несмотря на очевидность несоответствия первичного заключения СМЭ требованиям истинности, полноты, достоверности.

Некачественное следствие и неэффективный суд нас не устроил. Сейчас дело Крашенинникова направлено фондом «Право матери» в Европейский суд по правам человека в Страсбург. Подробнее об этом деле можно прочитать на нашем сайте.

В СССР ситуация с дедовщиной была лучше?

Нет, в СССР не было лучше, было, конечно, хуже. Вот как об этом пишет известный журналист, военный корреспондент Аркадий Бабченко: «Армейский коллектив подразделялся на четыре касты, по полугодовым периодам службы: “духи”, “слоны”, “черепа” и “деды”. Каста “дедов” является носителем законов. Новоприбывшие “духи” их, естественно, не знают. Их им, естественно, не объясняют. Первая же малейшая ошибка - например, слабо (или якобы слабо) затянутый поясной ремень или, не дай бог, руки в карманах или расстегнутая верхняя пуговица - оборачивается незамедлительным ночным “качем” всего призыва. Как правило, первое избиение всегда массовое и самое жестокое. Людей ломают максимально жестко, чтобы сразу, сходу ошарашить, сломить волю, согнуть, и дальше уже лишь поддерживать в таком состоянии, не давая поднять головы.

Призывная армия - рабство само по себе. Дедовщина - квинтэссенция этого рабства. Происходит абсолютное стирание индивидуальности, превращение человека не просто в раба, а в забитый готовый на все кусок протоплазмы. В “чертА”, “животное”, “туловище”. Человека можно избивать дужкой кровати, ломать челюсти, “пробивать фанеру”, утапливая в грудине дужку латунной пуговицы полностью, пропускать через “тапик”, выжигать на запястье кокарду, накидывать на клыка (в прямом смысле). Можно даже заставить изнасиловать другого, знаю я один такой случай - воля к сопротивлению утрачивается совершенно. Происходящее начинает восприниматься как норма. Тут так принято. Коллектив превращен в стаю, особи которой готовы рвать самого слабого вплоть до смерти, лишь бы не опуститься на его место самим. Это и есть дедовщина в полном ее смысле».

А российский «капитализм» принес с собой новые типы преступлений, которых в советской армии практически не было: рэкет, вымогательства и избиения/убийства на их почве. «Дедовщина» из вертикальной стала горизонтальной.

Есть ли в истории случаи, когда дедовщина в армии была устранена?

Когда армию делают профессиональной, дедовщина исчезает.

В пример можно привести Аргентину: Омар Карраско (1976 г. р.) был призван в армию 3 марта 1994 года, проходил военную службу в отдаленном гарнизоне провинции Неукен. Омар успел прослужить всего три дня, 6 марта 1994 года он погиб. Следствие, проведенное по факту гибели военнослужащего, установило, что он был убит тремя сослуживцами. Мотивом убийства стало то, что, по мнению убийц, он недостаточно хорошо справлялся с обязанностями военной службы. Этот случай ничуть не выделялся бы из тех, про которые мы ежедневно рассказываем в пресс-релизах фонда. Но в Аргентине этой истории, освещенной СМИ, стало достаточно для того, чтобы покончить с призывной системой. После публикаций, рассказывающих о смерти Омара Карраско, возмущенные люди потребовали от своего президента отказаться от обязательной службы в армии. И добились этого. Сейчас в Аргентине армия профессиональная.

А что в России?

Ничего. Матери призывников, вспоминающие о том, что у них родился сын, когда этому сыну приносят повестку в военкомат, судорожно пытаются решить проблему «только для себя», а после ее решения им не приходит в голову становиться активистами организаций, борющихся за профессиональную армию. Все предпочитают, чтобы свое время и силы на это потратил бы кто-то другой…

Почему государство не хочет профессиональную армию, зачем так цепляется за обязательную?

1) Из страха перед новыми вызовами, которые, безусловно, предъявит ко всей структуре Министерства и военной верхушке армия нового образца.

2) Из нежелания «собственника» добровольно расставаться со своей «собственностью» (призывников ведь можно и БАМ послать строить, и в Чечню бросить пушечным мясом)…

Что могут сделать родители, чтобы как-то обезопасить своего ребенка?

Только добиться того, чтобы их сын был полноценно обследован на предмет наличия заболеваний, освобождающих от призыва, или проходил альтернативную гражданскую службу вместо военной. Последний вариант - заблаговременно увезти его за границу. Увы.

Изменить эту ситуацию может активное волонтерство граждан в общественных организациях, требующих отмены призыва. Родители мальчиков должны об этом думать с момента рождения сына. Тогда общими усилиями миллионов (а не сотни правозащитников) что-то действительно изменится.

image Click to view



Previous post Next post
Up