В этом беглом обзоре сделана попытка обобщить наиболее значимые изменения мировой культуры во второй половине двадцатого века. Этот период был характерен рекордным преобразованием (как по количеству, так и по качеству) многих сторон жизни, однако принципиальных изменений культуры он так и не принёс. Тем не менее, произошло множество немаловажных сдвигов, связанных главным образом с изменением укладов хозяйства, совершенствованием технических средств, приростом населения и прояснением гражданских прав.
Хозяйство
Окончательно оформилась урбанизация: укрупнение городов и модернизация производства привели к массовому перетоку людей в города. Это повлекло небывалое уплотнение населения - стало привычным находиться среди гущи народа, передвигаться в тесноте и давке, жить и работать в многоэтажных домах, где большинство соседей незнакомы друг с другом.
Совершенствование коммунальной инфраструктуры больших городов позволило значительно повысить комфортность бытовых условий, а также улучшить средства транспорта и связи. Это привело к серьёзной зависимости жителей от коммунального хозяйства - организация работы и быта окончательно и бесповоротно стала опираться на множество коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, топливное снабжение, канализацию, городской транспорт, телефонную связь и так далее. В то же время, в сельской местности коммунальная инфраструктура улучшалась гораздо меньше и медленнее, что окончательно сделало проживание в деревне непопулярным.
Значительно увеличилась роль механизмов в сфере производства - по сути именно в этот период модель индустриального общества окончательно получила мировое господство и наметились первые предпосылки для перехода к постиндустриальному обществу. Увеличение роли машин привело к стремительному техническому прогрессу: совершенствовались способы обработки материалов, улучшались способы изготовления всевозможных предметов и конструкций, изобретались новые механизмы, устройства и приспособления. Как в быту, так и на производстве люди стали использовать гораздо больше артефактов, что серьёзно увеличило зависимость человека от вещей. Вместе с тем, увеличение роли технологий усилило внимание к естественным и точным наукам (в силу возросшего взаимодействия науки и техники): в обществе стали ценить физику, химию, математику и механику, поскольку их прикладной характер стал более очевиден и актуален.
Увеличилась степень специализации труда: количество профессий и специальностей возросло настолько, что люди лишились исчерпывающих представлений о том, какие вообще существуют способы и формы трудовой деятельности. Профессиональная специализация граждан стала ещё больше опираться на изменчивую конъюнктуру хозяйства и во многом приобрела стихийный характер (и это стало приводить к кадровым диспропорциям, к избытку одних специалистов и дефициту других специалистов).
Экспансия технологий привела также к повальной стандартизации: требования к процессу, средствам и результатам труда стали подвергаться всё большей формализации, что, с одной стороны, позволяло обеспечить качество и результативность, но, с другой стороны, препятствовало улучшениям. Это ощутимо обострило системную проблему в сфере потребительских товаров: индивидуальные характеристики стали всё больше приноситься в жертву усреднённым характеристикам, и чем больше отдельно взятый человек отличался от «среднестатистического», тем больше у него возникало неудобств при использовании обычных повсеместных товаров (например, таких, как одежда и обувь).
Вместе с тем, увеличение стандартов, предписаний и правил привело к колоссальному росту бюрократии. Необычайно увеличился объём всевозможной документации, стало на порядок больше разного рода организационных процедур и формальных требований, люди стали тратить массу времени на выполнение различных правил, независимо от того, целесообразны ли эти правила в данном конкретном случае. Регламентация деятельности стала доминировать над целями этой деятельности - важнее стало соблюсти определённый порядок, чем достичь того, ради чего этот порядок был задуман.
Стандартизация и технологизация производства сместили приоритеты в сторону массового производства. Стало считаться невыгодным и неразумным производить штучные товары, ориентированные на отдельных потребителей. Массовое производство, в свою очередь, сформировало массовое потребление: обилие какой-либо продукции создавало видимость, что эта продукция нужна многим людям, что, в свою очередь, отражалось на представлении потребителей о своих интересах.
В результате оказались стандартизованы и представления о самом человеке: сложились неформальные стандарты потребления - представления о том, что каждый человек должен иметь определённое жильё (квартиру или дом), определённую технику (автомобиль, холодильник, телевизор, стиральную машину, магнитофон и так далее), определённую пищу, определённую одежду. Оформились стандарты питания (комплексные обеды, регулярные блюда) и стандарты одежды (деловая, спортивная, бытовая).
Стандартизация затронула в том числе и онтологию: стали более отчётливы и стереотипны представления об основных жизненных целях, о том, к чему человеку следует стремиться (положение в обществе, профессиональные успехи, создание семьи, обустройство жилища, выращивание детей).
Расцвет производства породил производственные уклады жизни: люди стали тесно связывать свои жизненные перспективы с непрерывной и бесконечной работой, ориентация на трудовую деятельность приобрела характер постоянной ценности - режим дня оказывался полностью подчинён работе, а внезапное появление свободного времени вызывало замешательство (люди попросту не знали, как это время можно использовать). Работа как ведущий тип деятельности стала восприниматься основным средством взаимодействия человека с обществом, а отсутствие работы стало пониматься как остракизм и одиночество. Это сказалось в том числе и на принципах ведения домашнего хозяйства: ценность работы по организации быта серьёзно снизилась, а выравнивание положения мужчин и женщин повлекло массовое участие женщин в сфере производства, что вызвало серьёзное увеличение трудовой нагрузки женщин (совмещавших работу по дому с работой на производстве) и перенос части традиционно домашней работы за пределы дома (передача этой работы другим исполнителям): стали широко распространены детские сады и ясли, возросло количество прачечных, закусочных и кафе. Всё это стало одним из факторов ослабления внутрисемейных связей и кризиса семейного воспитания.
Кроме того, окончательно закрепилось доминирование профессиональных ценностей: при выборе жизненного пути и принятии судьбоносных решений люди стали более всего ориентироваться на карьеру, статус и должность. При знакомстве с человеком (особенно при публичной презентации) на первом месте его характеристики неизменно стали упоминаться его специализация, должность, научная степень и так далее, а основным критерием оценки человека стали его профессиональные заслуги.
Рост производства поспособствовал также и росту коммерческих корпораций: деятельность компаний стала всё больше выходить за пределы наций, сформировались транснациональные корпорации, от которых в значительной степени стала зависеть мировая экономика. Стремление фирмы разрастись настолько, чтобы охватить весь мир, стало считаться оптимальной бизнес-стратегией.
Возросшая конкуренция и поиск новых рынков вызвали также расширение сферы услуг: требования к сервису постоянно возрастали, появилось множество новых услуг - это неизбежно вело к тому, что трудовую деятельность всё меньше стали связывать непосредственно с производством: стало вполне привычным считать работой любую деятельность, за которую платят.
В силу расширения технологий, специализации и бюрократии стремительно возросло количество канцелярской работы, в результате чего возросло и число офисных служащих, которые сперва стали считаться привилегированным классом, а к концу века и вовсе - авангардом общества.
Практически по всем направлениям продвигались научные исследования, статус учёных в обществе значительно возрос, что, по-видимому, стало основной причиной того, что научная деятельность подверглась своеобразному «размыванию»: появились деятели науки, не вносящие никакого реального вклада в научные знания, а лишь формально выполняющие функции научных работников. Вместе с тем, попытки регламентировать научную карьеру и добиться соответствующего качества научных кадров привели к построению бюрократических систем, которые вынуждали научных деятелей заниматься избыточным документированием, что препятствовало собственно научной работе и увеличивало объём излишней научной информации. Критериями для присуждения научных степеней и званий стали не реальные заслуги в исследованиях, а формальные параметры, не связанные прямо с ценностью работы (такие, как число страниц в научном докладе или количество публикаций в прессе). Кроме того, такие формальные схемы зачастую стали использоваться людьми не с целью научной работы самой по себе, а исключительно в карьерных интересах: достижением стали считаться не научный доклад или открытие, а присуждение научного звания и сопутствующие ему получение должности или повышение зарплаты. А окончательное утверждение в обществе ценности любых научных изысканий сделало возможным даже мошенническое привлечение финансовых ресурсов под предлогом обеспечения научной работы. Вместе с тем, даже в случае реальных научных исследований финансирование выделялось без учёта практической ценности исследования, а по принципу расширения исследований во все возможные стороны. Так множество научных работников оказались заняты разработкой неприменимых знаний, в результате чего в обществе устоялось малопродуктивное распыление научно-исследовательских сил.
Существенным техническим шагом явилась компьютеризация. Появление универсального инструмента по обработке, хранению и воспроизведению информации повлекло коренное изменение всей системы отношений с информацией: практически любая информация стала принципиально доступнее, а возможности её систематизации и прикладного использования существенно расширились. Это создало множество новых практик - как бытовых, так и профессиональных. Зародилась новая отрасль знаний и навыков, связанная с информационными технологиями. Важным обстоятельством её появления стал грандиозный разрыв в представлениях о компьютерной технике между теми людьми, кто активно осваивал эту область, и теми, кто вынужден был с ней столкнуться как с привходящим явлением.
Ещё одним ощутимым техническим шагом, вызвавшим изменение ряда бытовых и профессиональных практик, стала автоматизация. В первую очередь это отразилось на сфере производства (где изыскивали возможности сокращения ручного труда) и на сфере торговли (где стремились предельно облегчить процесс продажи товаров). В производстве стали широко распространены автоматические станки, работающие по изначально составленным программам, а в торговле всё больше стали применяться автоматические системы идентификации товаров по их маркировке: изобретение штрихкодирования позволило сделать товар узнаваемым не только для людей, но и для автоматов, что в конечном итоге привело к тому, что автоматические системы стали определять товар точнее, чем люди. В принципе, такое упрощение процесса продажи сделало возможным организовать продажи вообще без участия человека-продавца, однако на практике такой вариант почти не применялся в силу стремления покупателей уклониться от оплаты приобретённых товаров. Тем не менее, автоматизация продаж сделала процесс покупок более быстрым и комфортным, а магазины самообслуживания с применением автоматических систем (особенно продуктовые) стали считаться вершиной торгового сервиса. Ещё ряд улучшений сервиса был связан с появлением кредитных карт (позволивших производить безналичную оплату за пределами банков) и банкоматов (упростивших банковские операции обналичивания).
Новые средства связи (радиотелефонная связь и сетевая связь посредством компьютерных систем) увеличили количество коммуникаций между людьми, а также сформировали качественно новые представления о мобильности: человек получил возможность свободно передвигаться, оставаясь легко доступным для связи.
Однако наибольший технический прорыв был связан с освоением космического пространства. Первоначально разработки в этом направлении велись главным образом в угоду национальным амбициям, но по мере изменения международной обстановки космические программы всё больше сосредотачивались на целях научных исследований. Несмотря на чудовищную дороговизну такого рода проектов (и высокие риски человеческих жертв), невзирая на то, что довольно многие земные проблемы требовали привлечения средств, космические исследования проводились постоянно - отчасти за счёт возросшей ценности всякого рода исследований, отчасти за счёт неуёмных общечеловеческих амбиций покорить вселенную. Стало считаться гораздо более важным продвинуться в освоении космоса, чем разрешить назревшие социальные проблемы на родной планете.
Между тем, по мере экспансии технологий становился всё более очевиден довольно серьёзный недостаток сложившихся хозяйственных практик: технологии производства не были ориентированы на сохранение экологической обстановки, что неуклонно вело к возрастающему загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов. Но поскольку угроза экологических проблем представлялась лишь в отдалённом будущем, у людей не сложилось достаточных мотивов для изменения текущего положения вещей: повышение экологичности производства хотя и во многом имело место, но в целом происходило слишком инертно (в том числе в силу больших материальных издержек), и поэтому экологическая обстановка всё более и более ухудшалась.
Организация
Принятие Всеобщей декларации прав человека заложило стандарт представлений о правах и свободах. И хотя общемировая практика в целом оставалась далека от соответствия принципам декларации, однако эти принципы стали всеобщим ориентиром и основанием для последующих политических изменений как внутри государств, так и в международных отношениях. Существенным шагом в этом направлении было последовательное обретение независимости бывших колониальных государств и утверждение ценности государственного суверенитета: стало гораздо меньше легитимных поводов для прямого вмешательства во внутренние дела другого государства.
Вместе с тем, демократические преобразования и экономическая интеграция индустриальных стран создали основу для международной интеграции: так получил начало процесс глобализации, основным результатом которого стало образование Европейского союза.
Помимо стремительного роста численности населения увеличились и объёмы миграции. Многие индустриальные страны ввели иммиграционные программы для привлечения трудовых ресурсов, однако требования к иммигрантам в рамках этих программ сводились к формальным экономическим деталям и практически не принимали в расчёт культурное соответствие иммигранта стране прибытия, что заложило основу для ряда межкультурных проблем. В крупных городах стали возникать этнические анклавы, в которых сосредотачивались иммигранты определённой нации - быт в этих поселениях мог полностью соответствовать культуре родины иммигрантов, вплоть до правоприменительной практики.
Между тем, темпы изменений хозяйства, промышленности, техники и вообще культуры коренным образом отличались в разных странах и даже на разных территориях внутри одних и тех же стран. В то время как в индустриальных центрах происходили стремительные изменения, в отсталых государствах и регионах жизнь могла практически не меняться. К концу века хозяйственные и культурные разрывы стали настолько велики, что ситуация в отстающих регионах перестала соответствовать общемировому культурному контексту и представляла собой скорее анахронизм, чем просто отсталость.
Возросла стратификация общества - социальных классов стало больше, а их разделение потеряло чёткость: стало быстрее и легче перейти из одного класса в другой, а отличить друг от друга представителей разных классов стало сложнее. Больше стало и различных социальных групп: помимо профессиональных, религиозных и родовых сообществ появились группировки, объединённые исключительно идеологическими соображениями (как, например, движение хиппи). Больше стало клубов по интересам, всё больше стало появляться различных общественных сообществ и движений с определёнными практическими целями (как, например, «Greenpeace»).
Продолжилось изменение и усложнение законодательства. Процессы демократизации, появление новых обстоятельств и стремление формализовать все стороны жизни подталкивали законодателей к тому, чтобы постоянно дорабатывать законодательную базу, что закономерно привело к лавинообразному росту числа законов и постановлений. В результате людям стало просто невозможно находиться в курсе всех действующих законодательных актов, а сами эти акты всё больше стали терять свою применимость в силу закономерных внутренних противоречий и несовершенства (вплоть до того, что иногда законы оказывались попросту невыполнимы). Кроме того, стало ещё чаще возникать несоответствие принятых законов и бытовавших культурных представлений: новый закон мог игнорироваться людьми в силу того, что он в корне противоречил их устоявшимся убеждениям. Ценность соблюдения законности заметно снизилась, возросло число юристов, а обеспечение соблюдения законов стало наталкиваться на естественные трудности (в первую очередь - отсутствие эффективных систем информирования граждан о новых законах).
Грандиозно увеличилась роль государственных специальных служб. Помимо сбора секретных сведений по всему миру (и противодействия иностранным разведкам) спецслужбы стали практиковать разного рода тайное вмешательство в дела других стран, организаций и лиц, сопряжённое с бесцеремонным нарушением законов и преследующее сиюминутную национальную или даже сугубо ведомственную выгоду. Такие действия спецслужб, как диверсии, убийства и похищения людей стали общими местами, а степень организованности этих действий свела к минимуму возможности их расследования и предотвращения. Кроме того, различные политические противостояния внутри государств стали использоваться спецслужбами для организации общественных изменений - вплоть до смены правящих режимов. Стали также проводиться сверхсекретные научные исследования, ставящие целью расширить арсенал всевозможных средств для деятельности спецслужб. В конечном итоге, скрытность и непрозрачность всей этой практики достигли такой степени, что государство оказалось не в состоянии всецело проконтролировать работу собственных спецслужб. Между тем, новейшие технические средства сделали возможным по сути неограниченную слежку за жизнедеятельностью любого человека, а зависимость людей от различных автоматических систем стала позволять не только контролировать действия (покупки и финансовые операции), но и блокировать их - например, ограничить доступ к банковскому счёту, чтобы его владелец не мог им воспользоваться. Рядовой гражданин стал практически беззащитен перед угрозой незаконного вмешательства бесконтрольных спецслужб, наделённых широчайшими возможностями.
Но ещё более серьёзную угрозу стала представлять обычная преступность, рост которой стимулировало множество самых разных факторов: неопределённость жизненных целей и задач, классовое неравенство (в материальном отношении), увеличение возможностей для совершения и сокрытия преступления (особенно в густонаселённых городах), влияние криминальной среды в тюрьмах, влияние стандартов массового потребления, комплексы неполноценности в силу низкого социального статуса, а также романтизация преступлений в произведениях кинематографа. Преступления с целью обогащения стали обычной практикой, кражи и ограбления (в том числе и в детской среде) стали бытовым явлением. Появилось множество схем мошенничества, в том числе и вполне легальных с формальной точки зрения. За счёт преступной кооперации распространились заказные убийства, угоны автомобилей и торговля наркотиками, на зависимости от которых криминальные структуры стали извлекать рекордную выгоду. Сами криминальные структуры стали достигать такой степени организации, что традиционные методы борьбы с ними оказывались крайне неэффективны, а в сочетании с подкупами или прямым силовым воздействием на государственных служащих мафиозные группировки становились практически неуловимы. Помимо всего прочего, методы совершения преступлений стали отличаться всё большей жестокостью.
Появилось такое явление, как преступная небрежность: неосторожность при вождении транспорта и использовании коммунальных услуг (особенно бытового газа) стала приводить к человеческим жертвам и разрушениям.
Кардинальные изменения произошли в сфере маркетинга. Если первоначально продвижение товаров на рынок производилось за счёт поиска неудовлетворённого спроса и информирования о достоинствах товаров, то по мере насыщения рынка методы маркетинговых компаний всё больше тяготели к различным формам навязывания. Колоссально увеличилась роль рекламы - для её демонстрации стали использоваться все возможные пути, начиная от почтовых рассылок и специально установленных на улицах плакатов и заканчивая вставками в газеты и телепередачи. Так сложился своего рода рекламный прессинг, когда всевозможная реклама стала преследовать людей буквально на каждом шагу. Сама же реклама всё меньше стала опираться непосредственно на факты и всё больше стала сводиться к созданию привлекательного во всех отношениях образа товара, в том числе за счёт создания ложного впечатления о его качествах. Былое состязание в качестве товаров переродилось в соперничество рекламных уловок - сделать удачную рекламу стало важнее, чем произвести хороший товар. Это закономерно стало приводить к ухудшению качества товаров.
Существенно расширились услуги кредитования, особенно жилищного: возникла широкая практика жизни в кредит, когда люди сперва вселялись в жильё, а затем несколько десятилетий его оплачивали, чтобы стать полноправными собственниками. Это ещё больше увеличивало зависимость граждан от непрерывной трудовой деятельности - если человек переставал работать, то он терял уже не только перспективы что-либо приобрести, но и то, чем постоянно пользовался и от чего зависел.
В образовательных системах неуклонно происходило расширение учебных программ: увеличилось количество изучаемых знаний, возросла их углублённость. Вместе с тем, экспансия технологий вызвала доминирование естественных и технических дисциплин, а количество и качество получаемых в процессе обучения навыков практически не менялось - навыки мышления и особенно навыки обработки информации осваивались почти так же, как и в доиндустриальную эпоху. В то же время, в обществе стало больше всевозможной информации, она стала сложнее, отрывочнее и бессистемнее - информация стала намного доступнее, но в ней стало гораздо труднее ориентироваться. Помимо этого, оценочно-экзаменационные системы в образовательных учреждениях утратили свою объективность: при увеличенном объёме изучаемых знаний стало затруднительно оценить их усвоение, и вместо исчерпывающей проверки стали широко применяться фрагментарные оценки, на которые в итоге и стали опираться системы аттестации знаний. Кроме того, стандартизация и усложнение организации образования привели к тому, что системы образования приобрели неповоротливость - становилось всё более явным отставание образовательных систем от быстроменяющейся ситуации и несоответствие качества образования вызовам времени.
Стандартизация затронула также и сферу медицинских услуг, что породило попытки применить к человеческим организмам мерки серийного производства техники. Частично такой подход был переосмыслен и отвергнут, но частично закрепился в медицинских представлениях. Получили хождение разнообразные мифы о «нормальном здоровом организме», что отразилось на подходе врачей к обследованию и лечению пациентов. Вместе с тем, стереотипы массового потребления сказались и на требованиях к медицинским услугам: потребительское отношение, ориентированное на эталонное и предсказуемое качество, вызвало массовое непонимание сложности и многофакторности органических процессов - потребители стали ожидать от медиков столь же надёжных результатов в лечении, как если бы речь шла о высокотехнологичном производстве болтов и гаек. Стали весьма популярны медикаментозные методы лечения путём интенсивного вмешательства лекарств в процессы организма. Это имело ряд негативных последствий в плане охраны здоровья - например, лишь к концу века стало ясно, что применение антибиотиков хотя и позволяет быстро устранять вирусные инфекции, однако создаёт условия для того, чтобы патогенные вирусы эволюционировали до всё более устойчивых форм.
Само по себе здоровье населения стало претерпевать многочисленные издержки в силу изменений в жизненных укладах: помимо простых перегрузок (напряжённого рабочего дня или утомительного передвижения в средствах транспорта) стали нарушаться схемы питания - широко распространилась практика еды «на бегу» (второпях, в сочетании с рабочей деятельностью), люди стали больше есть жирной пищи и углеводов, что в сочетании с малоподвижным образом жизни стало приводить к избыточному весу и сопутствующим ему заболеваниям. Распространение вирусных инфекций и синдрома приобретённого иммунодефицита вызвало некоторое усиление мер бытовой гигиены, однако в целом люди стали относиться к личной гигиене всё более пренебрежительно, что стало особенно пагубным в густонаселённых районах. Помимо этого, экологические условия в отдельных промышленных центрах стали достигать высокой степени патогенности, а курение и алкогольные напитки стали пользоваться ещё большей популярностью в досуговых практиках.
Быт
Грандиозно возросли объёмы книгоиздания: человечество буквально оказалось завалено всевозможной литературой. Сложилась ситуация, когда одной человеческой жизни стало недостаточно для того, чтобы прочесть хотя бы все относительно известные (получившие популярность) книги. Стало намного больше художественных произведений, появились новые жанры. Стали широко популярны фантастика и детективы. Значительно увеличилось также количество научной и научно-популярной литературы. Обилие и доступность книг внесло коррективы в традиционные процессы познания: стало возможно получать все представления о мире исключительно из литературы.
Увеличилось также производство кинофильмов, особенно игрового художественного кино. Эти фильмы также стали играть роль источника знаний о мире, в том числе нести в себе различные образы героев в качестве возможных образцов для подражания. Вместе с тем, приоритеты кинематографа стали всё больше смещаться в сторону создания захватывающих зрелищ: основной целью ставилось привлечение как можно большего числа зрителей, а средством этого становился любой впечатляющий материал. Так кинофильмы стали эксплуатировать темы насилия, преступлений и всевозможных конфликтов.
Произошёл колоссальный всплеск музыкального творчества, особенно песенного. Возникло множество новых музыкальных направлений и стилей. У музыки стало больше и социальных функций: она стала использоваться в том числе для выражения протеста, своей гражданской позиции, для передачи идеологии и мировоззрения. Увеличилась роль музыкальных коллективов: популярность музыкального творчества какого-либо коллектива (или исполнителя) вызывала рост популярности самого этого коллектива. Так, начиная с успеха группы «Beatles», стали возникать культы музыкальных групп и исполнителей, доходящие до крайних форм фанатизма. Появилась практика (особенно среди молодёжи), когда интерес человека к той или иной музыке и её исполнителям становился основой всей его деятельности и превышал по значимости все остальные жизненные цели и задачи.
Существенно повлияло на организацию досуга появление телевидения: просмотр телепередач стал всё больше вытеснять остальные способы использования свободного времени. И хотя социальные функции телевидения отнюдь не сводились к развлекательным, но основной целью его просмотра стал отдых, а учебные телепередачи становились всё менее популярными.
Во многом за счёт распространения телевидения увеличился интерес к спортивным соревнованиям. Количество видов спорта увеличилось, а отдельные его виды приобретали буквально всеобщую популярность: стало вполне привычным, когда интерес к какому-либо виду спорта охватывал целые нации и даже континенты. При этом интерес широкой публики, как правило, носил исключительно наблюдательный характер и сводился к переживанию за успехи отдельных команд и спортсменов, которое в крайних своих проявлениях доходило до экстаза и выливалось в массовые беспорядки. Кроме того, спортивные выступления на международных соревнованиях всё больше стали использоваться для удовлетворения национальных амбиций.
Онтология
Произошло уменьшение роли религий во всех странах, затронутых второй мировой войной и технологизацией. В то же время, в арабских странах, гораздо менее задетых этими явлениями, ислам сохранил свои позиции.
За счёт ослабления религии и усиления гражданских прав образовался некий онтологический вакуум, когда жизненные цели и задачи оказались более свободны от навязанных ранее представлений и требовали нового, более фундаментального обоснования.
Кроме того, изменение укладов жизни и хозяйства внесло определённый хаос: возникла фрагментация онтологических представлений, когда часть картины мира ещё несла на себе следы прошлого, а часть была выстроена в соответствии с новыми научными и экономическими представлениями - процесс изменения представлений о мире происходил отрывочно, в тесной связи с изменениями в повседневной жизни, но, как правило, без единой системообразующей идеи, поскольку ни научные исследования, ни технологии, ни экономические соображения не могли всецело охватить всю картину мира, включая самого человека, его цели и ориентиры.
В этой ситуации набор жизненных идеалов стал сводиться к стереотипным образцам из предыдущих практик: основными ориентирами стали карьера, личное благосостояние и деторождение.
В силу увеличения плотности населения, возрастающей специализации, классового разделения и культурной нестабильности (при отсутствии чёткой онтологии) усилилось разобщение людей внутри наций и поселений. Возникло массовое отчуждение, при котором большинство окружающих человека людей приобрели характер незнакомцев и стали восприниматься как чужие, непонятные и не вызывающие доверия люди. Отсутствие общности и взаимное недоверие стало новой нормой совместного обитания больших групп граждан, хотя практически не осознавалось ими в силу догматичных представлений о национальной идентичности.
Увеличилось культурное многообразие, стало больше всевозможных мировоззрений, убеждений и поведенческих установок, сложилась масса противоречивых норм и представлений (в основном за счёт онтологической фрагментарности), увеличилось количество культурных разногласий, в том числе в рамках традиционных общественных институтов (семьи, школы, производства). Кроме того, за счёт широкого распространения средств массовой информации и усиления роли производства в жизненных укладах произошло крушение стандартных схем передачи культуры - семья перестала играть ведущую роль в процессах культурного формирования новых членов общества. Помимо этого, в силу усиления межнациональных информационных потоков и увеличения ценности гражданских прав государство потеряло способность выступать субъектом управления культурой.