Отчет о наблюдении за выборами по-русски

Dec 22, 2010 14:47


Эта запись для тех, кому сложно/невозможно читать отчет по-беларусски, который я размещала в одном из предыдущих постов.

П.С. Хочу отметить, что такие трюки совершались на подавляющем большинстве участков по стране, это отметили ОБСЕ, Хельсинкский комитет и другие организации правозащитников. Следовательно, результаты выборов сфальсифицированы.


Процесс голосования (без этапа подсчета) проходил в соответствии с требованиями избирательного кодекса. Избирателям выдавался бюллетень по документу, без его человек не мог проголосовать. Был зафиксирован случай выдачи 2 бюллетеней на одни руки. Отмечены и случаи "семейного голосования", когда в кабинке одновременно находилось 2-3 человека, на что комиссия замечаний не делала.

На участке было зарегистрировано 17 наблюдателей, из них только 2 - представители не зависимых от властей общественных организаций. Остальные исполняли роль "наблюдателей за наблюдателями", у них с собой не было даже листов для записи, занимались они совершенно посторонними делами (слушали музыку в наушниках, игрались с мобильным). Они менялись примерно каждый час, и таким образом на участке, кроме нас двоих, постоянно присутствовало 2-3 "контролера". Одна из таких наблюдательниц от провластной "партии работы и справедливости" довольно неприкрыто стремилась отвлечь наше внимание от наблюдения процесса голосования: задавала вопросы на не связанные из избирательным процессом темы (учеба, семья, питание, внешний вид избирателей...), не реагируя на просьбу не отвлекать. Периодически она отвечала на телефонные звонки от начальства, предварительно выходя; один раз довелось услышать ее фразу "буду действовать по обстановке". Она также пыталась выведать, за кого я голосовала, старалась спровоцировать на критику власти.

На протяжении дня на участке появилась группа наблюдателей от ОБСЕ, которым председатель комиссии начал расписывать всю демократичность процесса выборов, констатировал явку, "приближающуюся к 100%". Поскольку мы вели собственный подсчет голосов, согласно которому на тот момент явка не превысила 60%, я подошла к международным наблюдателям и поделилась нашими сведениями по-английски. Вся комиссия сосредоточила на нас недобрые взгляды, а контрольная "наблюдательница" тут же поспешила подойти, чтобы высказать свои впечатления. Как говорили позже свидетели, она сильно возмущалась моей инициативе общения с командой ОБСЕ, да еще на непонятном английском языке, назвала меня "выскочкой".  Был на участке и наблюдатель от СНГ, который вел себя фамильярно, занял место председателя комиссии.

Весь процесс можно было бы назвать открытым и нефальсифицированным, если бы не сам подсчет голосов. Теперь тактика фальсификации изменилась; системе на этот раз не нужно фактическое существование бюллетеней за нужных кандидатов; теперь фальсификация происходит на финальном этапе выборов - при фиксировании итогов в протоколе избирательного участка.

Подсчет голосов. Итоги
    Когда время голосования истекло и комиссия закрыла двери помещения, начался подсчет голосов. К 20.00 появились провластные наблюдатели, которые пришли специально на время подсчета; всего их собралось 7 человек. Сначала, как и требуется, начался подсчет бюллетеней, полученных в дни досрочного голосования. Визуально их не было больше, чем заявлялось в итоговом протоколе, т.е., скорее всего, вбросов не было. Наблюдателей допустили в зону видимости бюллетеней, и я могу свидетельствовать, что раскладывали их по стопкам правильно, причем голоса были за разных кандидатов, что повышает вероятность правильности этого утверждения. После подсчета стопок, однако, их сносят к спрятанному за кабинками "тайному" столу. Там секретарь молча записывает свои цифры, подсчитанные бюллетени куда-то складывают.

В ящике голосования по месту нахождения избирателя количество бюллетеней не было завышенным, однако подозрение вызвало то, что все голоса были отданы одному кандидату.

Последними подсчитывались бюллетени дня голосования. Хотя комиссия плотно обступила стол, можно было увидеть некоторые из стопок. Наблюдателям не делали замечаний относительно расстояния, хотя мы приближались близко. Наблюдательница-контролерша дважды делала мне предупреждения, когда я пыталась сделать фото на мобильный, грозилась пожаловаться на меня председателю.

Поскольку снимок сделать не получилось, я могу лишь устно свидетельствовать, что визуально наибольшая стопка из бюллетеней была за кандидата Лукашенко. Однако не намного меньше (примерно в пропорции 2:3) была кипа голосов, отданных в пользу Санникова. Несколько меньшей была стопка за Некляева; точное распределение дальнейшего списка кандидатов в порядке приоритетности представить не могу, потому что визуально стопки были похожи, можно легко ошибиться. Тем не менее, я утверждаю в полной уверенности, что суммарное количество бюллетеней, отданных за 9 кандидатов + против всех превосходило количество голосов за Лукашенко.

После распределения бюллетени за каждого кандидата пересчитывались, но не озвучивались. Члены комиссии относили бюллетени сначала за кабинки, а после разложили их на стульях перед наблюдателями, но они могли быть уже перемешаны; пропорции выглядели уже иначе, cо значительным преобладанием одной из стопок.

Затем секретарша занялась заполнением итогового протокола. На это ушло не более 20 минут, что невероятно мало для подсчета и сверки правильности подсчетов. Этого времени хватило бы на одно только заполнение 4 копий протоколов, которые мы видели. В этот момент председатель комиссии и его заместитель надели верхнюю одежду. Озвучив для нас общие  итоги  голосования на участке (распределение голосов отдельно по досрочным выборам и выборам по месту нахождения и в день выборов нам отказались представлять), они сразу же ушли, не оставив нам возможности подать жалобу на обнаруженные нарушения. Заседания комиссии после подсчета не происходило, члены комиссии замечаний не высказывали, только прогосударственные наблюдатели передали председателю заготовленные дома отзывы.

Теперь непосредственно об итогах и манипуляциях с ними.

Всего на участке зарегистрировано 2163 избирателя. Согласно официальному итоговому протоколу, в выборах приняли участие 2156 человек, либо 99,6%. В досрочном голосовании, согласно протоколу, участвовал 291 человек, что относительно немного, 13,4%. По месту голосования проголосовало и того менее - 23 избирателя (1%).

Однако была сильно завышена явка в день голосования. Мы вели бесперебойный подсчет проголосоваваших в день выборов, и получили 1147 человек, либо 53%. Согласно официальным данным, в день голосования бюллетени получили 1527 человек, или 70%. Таким образом, явка была завышена на 17% как минимум, поскольку нами не наблюдался ход досрочного голосования. Явка могла быть завышена и тогда.

Теперь картина, данная комиссией согласно распределению голосов между кандидатами.

Кастусёў
12
Лукашэнка
1246
Міхалевіч
59
Някляеў
23
Раманчук
53
Рымашэўскі
31
Саннікаў
50
Статкевіч
50
Ус
20
Цярэшчанка
29
Супраць усіх
-
Сапсаваныя бюлетэні
1
Усяго
1545

1)    Сравнив эти цифры с увиденным нами распределением голосов по стопкам, можно констатировать абсолютное несоответствие. Вторым па количеству набранных голосов на этом участке стал Санников, и, согласно визуальной оценке, его рейтинг составил около 70% от голосов за Лукашенко; тут же такая цифра составляет менее за 5%.

2)    Количество испорченных бюллетеней была значительно выше, чем один. Их было замечено минимум 10.

3)    В списке не обозначено ни одного голоса "Против всех". Между тем увиденная нами стопка с такой пометкой по количеству даже превосходила стопки за некоторых кандидатов.

Таким образом, из итогов проведенного нами наблюдения можно сделать несколько основных выводов:
-    Процедура голосования проходила внешне без нарушений;
-    Во время подсчета наблюдатели имеют реальную возможность увидеть бюллетени, как и было сказано в ноябрьском постановлении ЦИК;
-    Фальсификации происходят непосредственно во время заполнения итогового протокола голосования, когда настоящие голоса посчитаны, но остаются незаписанными и неучтенными, а также через завышение явки на бумаге.

На основании отмеченных независимыми наблюдателями нарушений стоит признать итоги голосования на этом участке сфальсифицированными, а потому недействительными.

Отчет Belarusian Helsinki Committee по выборам в стране.

Previous post Next post
Up