ненасильственное общение, делюсь:

Apr 24, 2014 20:43


в понедельник сходила на занятия по ненасильственному общению с детьми :)

это у нас недалеко открылся Кризисный центр помощи женщинам и семьям и там начались всякие интересные занятия - для мам с детьми вот такие занятия, например
дети в одном углу зала заняты арт-терапией с детским ведущим, а мамы - со взрослым психологом :)
ну, это было мое последнее перед болезнью яркое мероприятие, потому расскажу поподробнее именно о нем (у нас тут эстафета -муж-Ваня-я, они уже оклемались до возможности пойти на прогулку, а я пока температурю, ну и расслабляюсь тут заодно) фото просто отсюда

Очень интересно было о ненасильственном общении. Звучит страшно, словно это тренинг о том, как не бить детей :) На самом деле все гораздо приятней и полезней.
Наверняка методику можно погуглить по названию, но я все-таки перескажу своими словами, тем  более, что ведущая дала добро делиться :) Надеюсь, что она будет только рада трансляции своей брошюры :))
Цель ненасильственного общения - создавать и поддерживать такое качество душевной связи, когда потребности всех удовлетворены.
Что для этого можно сделать?
Выражать себя честно. Без критики и требования, когда радуешься или скорбишь. Ответить себе на вопрос - "ЧЕМ Я ЖИВУ?"
Слушать эмпатически, не обязательно соглашаясь.
Постараться услышать в ответе другого человека ответ на свой вопрос "ЧЕМ ТЫ ЖИВЕШЬ?"
Система состоит из 4 простых шагов. Пока напишу о 3-х первых:

1. Шаг первый - наблюдение.
Что такое наблюдение без оценки: объективность - независимо от того, насколько негативным может быть отношение другого человека, он согласится со мной насчет того, что произошло (что происходит, безоценочно, просто факты - ребенок нахмурил брови, бросил игрушку, топает ногой, я нахмурила брови, я кусаю губы и т.д. - не говорим "ребенок сердится", "я сержусь" - это уже наша оценка, наши выводы, следующие шаги :)

2. Шаг второй - чувства. Какие чувства у нас возникают в этой ситуации? ВНИМАНИЕ! Чувства могут быть никак не связаны с ситуацией!!! Они говорят обо мне, о том, что происходит в моем сердце, а не в голове. Мои чувства не связаны с другим человеком.
Причиной возникновения чувств является степень удовлетворения наших ПОТРЕБНОСТЕЙ (см. след. шаг)
Чувства, когда мои потребности удовлетворяются:

подъем
живость
изумление
благодарность
радость
удобство
удовлетворение
энергия
энтузиазм
осмысленность
счастье
надежда
вдохновение
интерес
взволнованность
спокойствие
расслабленность
облегчение
удовлетворенность
удивление
нежность
тепло
Чувства, когда мои потребности не удовлетворяются:

скованность
страх
тревога
нехватка воздуха
беспокойство
смятение
отчаяние
разочарование
отвращение
смущение
истощение
гнев
беспомощность
сомнение
усталость
безнадежность
ужас
раздражение
одиночество
ошеломление
грусть
боль

3. Шаг третий - понимание, какие потребности вызвали то чувство, которое мы испытываем в пункте 2.
Потребности:
- это не отсутствие чего-либо,
- есть бесконечное количество стратегий, чтобы удовлетворить их,
- они не связаны с конкретным человеком, местом, предметом,
- универсальны.

перечень потребностей :
благополучие:
красота
комфорт
легкость
наслаждение жизнью
безопасность
веселье
ясность
мир
отдых
самостоятельность:
выбор
творчество
пространство
смысл:
связь
участие
цель
служение
самоуважение:
достоинство
личность
любовь
принятие себя
самовыражение:
вызов
развитие
вдохновение
обучение
физическое выживание:
воздух, вода
здоровый сон
питание
сексуальность
жилище
прикосновение
социальные связи:
принадлежность
забота
ясность
близость
эмпатия
равные возможности
обратная связь (радость-скорбь)
честность
тесная связь, близкие отношения
взаимность
восстановление
поддержка
нежность
понимание
тепло

и вот пример с занятий:
наблюдение - я выхожу из дома - идет дождь - лужи
чувства - уныние, беспокойство
потребности - потребность в тепле и комфорте, безопасности не удовлетворена, поэтому возникают негативные чувства (у меня нет зонта, я одета не по погоде, обувь промокает, холодно и т.д)

наблюдение - я выхожу из дома - идет дождь - лужи
чувства - радость, вдохновение
потребности - наслаждение жизнью, творчество, восстановление (я иду под зонтом на прогулку в одиночестве, это моя любимая погода, больше всего я люблю слушать, как капли стучат по зонту и т.д.)

Что же делать дальше?
В первом случае, когда идет дождь, на него абсолютно бесполезно злиться :) Логично, что нужно сходить за зонтом, надеть теплую одежду, желательно резиновые сапоги и вообще - удовлетворить свои потребности в тепле и комфорте.
Что же делать, если этот дождь - ребенок? :)
Тут наступает черед 4 шага :)
продолжение следует :)

копилка, что делать?

Previous post Next post
Up