Значимые совпадения можно осмыслить
как простую случайность.
Но чем больше их становится
и чем значительнее и точнее их соответствие,
тем сильнее падает их вероятность
и повышается их немыслимость,
до тех пор, пока их уже невозможно
считать простой случайностью…
Киаран Карсон «Чай из трилистника»
Если это имя вам уже знакомо, я рада. Если еще нет, то - несколько аргументов в пользу знакомства.
Пара слов о книге
, «случайно» встреченной прошлым летом в доме
hedgy, с трудом найденной в магазинах в последний день перед отъездом в отпуск и уже на отдыхе прочитанной с огромным удовольствием, которое в Крыму как раз можно было себе позволить, не отвлекаясь на то, что удовольствия не доставляет :).
…
Что сказать. Пожалуй, если совсем кратко, то, видимо так - книга действительно доставила мне удовольствие.
Если поподробнее, можно добавить еще несколько десятков слов:) и уточнить, чем именно.
Но вначале предлагаю желающим ознакомиться с аннотацией, эпиграфами и оглавлением.
Замечу, что мое удовольствие началось уже в процессе чтения шести (!) страниц оглавления. Вероятно, первый случай, когда я до чтения книги прочитала все (некороткое, замечу) оглавление, строчку за строчкой.
Уже по прочтении лишь этих страниц ясно, что книга «разноцветная» и хитросплетенная. Кроме того, она пропитана многослойными культурологическими, философскими и историко-религиозными ассоциациями и аллюзиями, замысловато переплетающимися с фактами и реалиями жизни героя, воссоздаваемой на наших глазах его памятью.
Но, что интересно, повороты и переплетения эти столь же причудливы, сколь естественно и легко следовать за их замысловатым движением, то и дело меняющим ритм, темп, рисунок. И в этом парадоксе тоже хранится источник удовольствия.
Вообще, таких источников в книге сокрыто множество. Причем, подозреваю, что каждый открывает свои. Не рассказывая обо всех, открытых мною для себя, все же упомяну некоторые. Мне, например, удовольствие доставляла просто сама по себе тема цвета, огромное количество лексических единиц, описывающих его оттенки, обилие терминов, относящихся к краскам и живописи ( процессу живописания), терминов, знакомых профессионалам, хранящих обаяние тайны, открытой лишь посвященным:), но редко мне, как не_художнику встречавшихся, а порой и вовсе незнакомых (хотя бы потому, что некоторые «выдуманы» автором).
Меня также порадовало обилие тонко и к месту использованных открытых и скрытых цитат из произведений разных «замечательных людей» - Леонардо, Августина Блаженного, Людвига Витгенштейна, Оскара Уайлда, Артура Конан Дойля и мн. др.
И вся эта разноцветная россыпь, точнее, скрупулезно собранная в единое целое мозаика фактов истории, религии, культуры и искусства удивительно вплетается в ткань романа, так просто и естественно, никоим образом не иссушая ее (вообще, по моим ощущениям, роман очень наполненный, полнокровный, полноводный ) И, невероятно, но на протяжении всей книги сохраняется желание прилежно следовать за движением воспоминаний героя (автора), скачками его мысли и причудливой игрой фантазии и ассоциаций…
И еще одна приятная «мелочь»: все вышеупомянутое (в том переводе, который мне довелось читать) происходит на великолепном русском литературном языке.
Это был тот прекрасный и любимый мной случай, когда большее удовольствие получаешь от процесса чтения, нежели от стремящегося к финалу слежения за сюжетом и метаморфозами замысла (при том, что последний невероятно интересен!)..
В общем, рекомендую познакомиться:). Хотя, естественно, не могу гарантировать вам удовольствия от прочтения, ибо выразила, как всегда, лишь свои крайне субъективные впечатления-ощущения.
Ниже вставляю несколько выписанных мною для себя цитат из обсуждаемого произведения.
Возможно, кому-то захочется познакомиться с автором поближе.
* * *
Киаран Карсон
Чай из трилистника
…Когда однажды ночью он встал и молился у окна, его посетило видение, в котором все мироздание было словно собрано в одном солнечном луче и в такой ипостаси предстало перед его взором: для того, кому явлен свет предвечный, все сущее есть этот свет; а стало быть, любую точку вселенной можно увидеть из любой другой… (54)
…Не могу здесь не вспомнить, что советовал Леонардо художникам. Присмотритесь, говорил он, к стене, покрытой пятнами сырости. Вы увидите в них подобия божественных ландшафтов, украшенных горами, руинами, камнями, обширными долинами; и еще увидите битвы и жестоко сражающиеся странные фигуры. Ведь такие стены сродни звону церковных колоколов, в чьих переливах можно различить любое из существующих слов… (56)
…Живопись… это искусство делать вещи настоящими… (62)
…нельзя забывать и предписание Ченнино, гласящее, что занятие, называемое живописью, требует выявлять невидимое и представлять его взору как реально существующее… (63)
…Время меня смущает. Ведь время, по выражению Бл. Августина, всего лишь растяжение; чего - он не знает, пока не отвечает себе сам: растяжение самой души… (66)
… Перед взором смотрящего картины Ван Эйка переливаются, словно составленные наложением полноцветных стереоскопических слайдов. Это сродни гипнозу драгоценных камней, любованию подсвеченными глубокими водами. Ван Эйк кистью проделывал работу ювелиров по металлу и самоцветам, схватывая тот блеск, который, кажется, есть отражение божественного сияния, света предвечного. Ведь в этом свете все вещи кажутся равноценными, от блика на шляпке гвоздя в полу бюргерского дома, до сверкающих шпилей Нового Иерусалима… (75)
…Витгенштейн чинно поклонился и на прощание заметил: «С другой стороны, то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно» (93)
…Это оказалось нелегко: если раньше я знал каждую из трав по ее научному наименованию, то теперь видел лишь растения-индивидуальности. Мало того, каждый их лист требовал к себе особого внимания. Да и ни на одной детали строения листа было невозможно хоть на сколько-нибудь задержать внимание, потому что каждая оказывалась какой-то новой конфигурацией. Зеленый был не зеленым, а бесчисленными оттенками зеленого… (107)
…Однажды Витгенштейн встретил меня следующими словами: «До Христа люди переживали Бога - или богов - как нечто вне себя. А после Христа люди - не все, но те, кто научился видеть сквозь него, - видят Бога как нечто внутри себя»… (162)
… и я начал понимать, что мир, составленный из черного и белого, может намекать на цвета, о которых иначе сказать невозможно - неуловимые цвета души… (170)
… Но, перефразируя Витгенштейна, о чем нет времени говорить, о том следует молчать… (179)
… Значимые совпадения можно осмыслить как простую случайность. Но чем больше их становится и чем значительнее и точнее их соответствие, тем сильнее падает их вероятность и повышается их немыслимость, до тех пор, пока их уже невозможно считать простой случайностью… (205)
…Когда все окружающие отвечали нам, указывая на имена вещей, они были первые, кто вопросил нас молчанием… (215)
… но в общем и целом в этих книгах куда больше истины, чем в прочих воспоминаниях людей, которые постоянно переписывают их в соответствии со своим нынешним представлением о себе… (225)
…Об Уайлде говорят, что речь его была убедительной и изумляющей, волшебным образом превращавшей немыслимое в достоверную истину… (234)
… Мир предстанет им, как он есть - миром, где все соединено, где Одно есть Многое. Не будет границ и разделений, ведь все в реальном мире перекликается с чем-то еще, а оно, в свою очередь, еще с чем-то - в нескончаемом гимне восхваления. Мир - это беспрерывное повествование…
* * *