Оригинал взят у
nicolaitroitsky в
Читая русскую литературуЭто никому не интересно, но просто для себя тут отмечу.
В последнее время вдруг стал я много читать русских писателей, прозаиков и поэтов (они тоже писатели, хотя не все это знают!) XIX века.
Сперва меня потянуло на поэзию. Перечитал томик стихов Тютчева, потом Афанасия Фета. Не буду "рецензировать", это было бы нелепо.
У Фета меня поразили
пять поэм, я их раньше не читал никогда, очень советую, великолепная легкость дыхания и поразительная, почти пушкинская простота.
У Тютчева я ничего нового не встретил, но перечитывать его буду снова и снова.
А потом я перекинулся на прозу русского Якова Полонского.
Дальше
Вот маленький фрагмент из воспоминаний.
Яков Полонский. Школьные годы (Начало грамотности и гимназия)
Я потерял бы всякое уважение прислуги, если бы посадил ее у себя в кабинете. Не видел я прислуги, сидящей рядом со мной за обеденным столом, ни у Некрасова, ни у Чернышевского, ни даже у графа Л.Н. Толстого.
Это не значит, чтобы они были спесивы: это значит только, что жизнь говорит одно, а теория и идеалы равенства - другое.
На почве воспитания, одинакового умственного развития и таланта мы уже давно потеряли всякую сословную спесь. Князь Одоевский и прасол Кольцов могли сходиться и обедать за одним столом, как равный с равным. Только интересы науки, искусства и политики сближают людей всевозможных сословий. Всякое другое равенство до сих пор оказывается эфемерным...
В сороковых годах за Кавказом, в Гурии, в Имеретии я сам видел, как люди, подающие кушанья, садились обедать за один стол со своими помещиками, и это, конечно, происходило не от их либерализма и не от высокости их развития, а потому, что они одинаково были невежественны, одинаковы по нравам и воспитанию. Но их равенство тотчас нарушалось, когда барин кончал курс в университете, а его прислуга оставалась такою же безграмотной
Интереснейшие мысли. Правильные, и вопиюще НЕполиткорректные. Да истина не может быть политкорректной.
Воспоминания Полонского - это не просто интересно, а очень содержательно.
Но он еще и хорошие рассказы писал, и полу-рассказы, полу-очерки, так и называется "Грузинские очерки", так как Полонский шесть проработал в Тифлисе.
Сейчас я дочитываю воспоминания его о Тургеневе - и наконец-то стал представлять этого русского писателя, барина и человека.
Вот так и прошел для меня "день писателя", когда социологи зачем-то выясняли у малограмотных россиян - а большинство жителей любой страны всегда малограмотны - каких писателей они считают "самыми выдающимися". Но этот социологический бред нельзя комментировать, можно только смачно харкнуть.
Вот и всё