Оригинал взят у
al_ven в
Почему мы по своей природе склонны к кооперацииОтрывки из книги Иохима Бауэра «Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации».
Книга архиважная - из тех, что способны размывать глубинные и неочевидные основы существующего капиталистического порядка (наряду, например, с "Человеком экономическим" К. Лаваля). Но для этого нужно, чтобы достаточная часть общества должна их читать, думать в этом направлении, коммуницировать и действовать. C последним пока большие проблемы.
Один из фрагментов - «
Борьба за выживание» как неудачная эрзац-религия, в котором Бауэр деконструирует устаревшие постулаты Ч. Дарвина о борьбе за выживание и «war of nature» как важнейших биологических принципах.
Разве это не архиважно? Ведь люди настолько одурманены мороком господствующего капиталистического дискурса (и одновременно подыгрывают ему, воспроизводят его - обратная связь же работает), что они просто не видят и не понимают (и не хотят думать), как можно жить по-другому. Это своего рода зависимость, выученная потребность в постоянных конфликтах, агрессии, подозрительности, тревоге, деструктивности и пр. И люди поддерживают систему, которая всебольше разрушает их самих, отношения, общество, планеты. Но мы можем жить совершенно иначе. Это всего лишь вопрос научения (упрощаю я, конечно, ну да ладно).
Лаваль в "Человеке экономическом" несколько с другой стороны заходит, но бьет тоже точно в цель.
Другие отрывки -
Человек: Сконструирован для позитивных отношений и
про агрессию, про идеализацию борьбы "Идеализация борьбы и убежденность в том, что достижение успеха предполагает в
первую очередь агрессию, существуют и по сей день. «If you can’t beat them, join
them»: «(Только) если не можешь драться - заключай мир». Эта поговорка, англо-
американское происхождение которой неслучайно, отражает уже упоминавшееся,
существующее уже более века неправильное понимание места и значения агрессии.
Согласно этой поговорке, только в тех случаях, когда агрессивные стратегии не
приводят к цели, то в качестве, так сказать, второсортного варианта или
вынужденного решения можно брать других людей в союзники. Результаты
новейших психологических и нейробиологических исследований заставляют
перевернуть эту поговорку с головы на ноги: «If you can’t join them, beat them» («Не
можешь заключить мир - дерись»). Эта новая формулировка принадлежит
калифорнийскому исследователю агрессии Джину Твелжу (Qean Twelge)."
Скачать книгу полностью можно
здесь (pdf) и
здесь (word)
К. Касторидис:
"Возможно ли, чтобы я преследовал химерическую надежду избежать трагической стороны человеческого существования? Скорее, я хочу избежать мелодрамы, ложной трагедии, когда катастрофа приходит без всякой необходимости, когда все могло бы произойти совсем по-другому, если бы люди знали об этом или сделали что- то другое.
Люди умирают от голода в Индии, в то время как в Америке и в Европе правительство накладывает штраф на крестьян, производящих слишком много - это мрачный фарс, Великий Кукольный Театр, где трупы и страдания вполне реальны, но это не имеет ничего общего с трагедией, поскольку здесь нет ничего неизбежного. И если однажды человечество погибнет от водородной бомбы, я не назову это трагедией. Я назову это глупостью. Я хочу, чтобы не было этого Кукольного Театра, чтобы было невозможно превращение людей в марионетки другими «управляющими» ими марионетками. Когда невротик в четырнадцатый раз воспроизводит один и тот же приводящий к краху поведенческий акт, проецируя на самого себя и на своих ближних один и тот же тип несчастья, то помочь ему выйти из его состояния можно, лишь устранив из его жизни гротескный фарс, а не трагедию. Нужно наконец дать ему возможность увидеть реальные проблемы своей жизни и содержащийся в них элемент трагедии - то, что его невроз отчасти выражает, но еще более - маскирует.
Когда ученик Будды после долгого путешествия по Западу пришел к Учителю рассказать, что чудесные вещи, инструменты, лекарства, методы мышления, социальные установления преобразили жизнь человека с тех пор, как Учитель удалился на высокие плато, Будда остановил его с первых же слов. «Смогли ли они избавиться от горя, болезни, старости и смерти?» - спросил он. «Нет», - ответил ученик. «В таком случае они с таким же успехом могли бы оставаться в бездействии», - подумал Учитель и вновь погрузился в созерцание, даже не скрыв от своего ученика, что больше его не слушает.»
"Воображаемое установление общества"