13 ноября - международный день слепых

Nov 13, 2011 00:31




В 1784 году в Париже педагог Валентин Гаюи, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорников. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых - «унциала».
Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.
Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. Александр I предложил педагогу создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения, которое Гаюи принял. Прибыв в Петербург, Гаюи нашел учителей-энтузиастов, и когда школа была готова открыться, из канцелярии министерства просвещения Российской империи пришёл ответ: «в России нет слепых детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать учеников, что собственно было не сложно - большую часть он встретил в богадельне близ Смольного. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счет. Четыре года спустя после приглашения Александр I утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату ныне считают датой основания первого в России учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Утвержденный штат предполагал только 15 учителей, скудный бюджет оставлял бытовые условия и занятия в институте желать лучшего, и лишь огромное желание учеников осваивать грамоту и ремесла помогало преодолевать все трудности. Через пять лет работы чиновниками была проведена проверка института, которая отмечала: «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремеслам - плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».
В России Гаюи издает книгу «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». Этот краткий очерк как бы суммирует результаты его трудов в области воспитания слепых. В возрасте 72 лет Валентин покидает Россию, но перед этим, «За ревностное усердие», император наградил его орденом Святого Владимира 4-й степени.
Всемирная организация здравоохранения, желая увековечить память о Валентине Гаюи, приняла решение отмечать «Международный день слепых» в его день рождения - 13 ноября.

Луи Брайль, создатель современного шрифта незрячих, родился в 1809 года в пригороде Парижа в семье ремесленника.
В 3-летнем возрасте Брайль ослеп в результате воспаления глаз: мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца.
В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей, где он научился играть на пианино и органе.
В 20 лет Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). А так как он был музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим.

Сегодняшняя запись о том как читают и пишут незрячие брайлевским шрифтом, в фотографиях, с небольшими пояснениями.
Родители моего отца были инвалидами по зрению. Дед был слепым полностью, бабушка была слабовидящей.





Не знаю как сейчас обстоит с издательством, а раньше для слепых в России выпускали журналы и книги, бумажные и аудио (магнитофонные записи). У нас в городе есть производство для незрячих, с отстроенным неподалеку оттуда жилым домом для них. Там же вблизи есть и библиотека для слепых.


Читают такие книги так же, как и обычные бумажные, слева направо сверху вниз. Только пальцами, на ощупь читая буквы и слова.
Вот это - предметы письма:





Фрагмент матрицы ближе:





Матрицу открывают и закладывают плотный лист бумаги:








И вот она готова к письму.
Чтобы лист не болтался между металлическими деталями, есть фиксаторы-пупырышки:





Дальше можно собственно писать, продавливая точки в окошках. Как называется сей предмет, мне неведомо, но использую его часто. Он отлично подходит для биговки, когда делаю коробочки своим творениям.


И вот если читают слева направо, то пишут наоборот. Справа налево. Т.е. в зеркальном отображении. Ведь пупырышки-точки, образующие буквы, вдавливаются в матрице сверху вниз, и ощупать их для прочтения можно по выпуклостям.
Матрицу открывают:


Достают лист и переворачивают:


У меня точки выдавлены для примера, запись не образует что-то осмысленное.

Остальные фотографии - ради фотографий. Съемка познавательной части потом вылилась в творческий поиск красивых кадров.))




















Чем не слоеный торт по картинке?))) Разве что сухие паучки, паутина и пыль на тортах не успевают образоваться обычно.)) Не стала их смахивать - колорит же!)



Историческая часть записи из википедии, снимки мои.

фотожизнь, заметки на полях жизни

Previous post Next post
Up