Оригинал взят у
silva_silva в
Старые грязные боги Зигмунда Фрейда"Ich arbeite in einem großen, ruhigen Parterreraum mit Bergaussicht an der Vervollständigung meiner Traumarbeit. Meine von Dir so wenig anerkannten alten und dreckigen Götter beteiligen sich als Manuskriptbeschwerer an der Arbeit."
("Я тружусь в большой тихой комнате на первом этаже, с видом на горы, над завершением своей работы о снах. Мои так низко ценимые тобой сатрые и грязные боги принимают участие в работе в качестве пресс-папье." - пер.мой)
Зигмунд Фрейд Вильгельму Флису, 1889
Как известно, дедушка Фройд любил древности. Как это было положено всем образованным и развитым людям его времени. По поводу аналогий между археологией и методами психоанализа написаны уже, наверное, тонны статей (во всяком случае, я бы на месте специалистов написала тонны 2-3), поэтому я не буду играть роль капитана Оффензихтлихкайт. Фрейд, к примеру, употреблял термин "доисторические" для специфических фантазий раннего детства, да и вообще, сравнивал психоаналитика с археологом, который слой за слоем докапывается до сокровенного этой самой психе.
Сам он считал коллекционирование одной из двух своих дурных привычек (вторая - сигары), от которых он не откажется даже под страхом смерти, и ещё якобы замечал, что коллекционирование может быть своеобразным видом замещения сексуальных побед, короче говоря, сублимацией.
Его коллекция сейчас находится в доме-музее в Лондоне, в ней можно увидеть предметы из Индии, Китая, Египта, Месопотамии, а также всякий греко-римский антик.
Началось коллекционирование в 1896 году и продолжалось ажно сорок лет; главным образом, всё было куплено в антикварных лавках Вены, Парижа, Рима, Афин и пр. Информацию о том, где приобретались вещи, можно прочитать в его
дневнике. Некоторые вещи, вероятно, были просто подарены студентами, друзьями и почитателями.
Примерно половину всех антиков составляют египетские предметы, если учесть, что вся коллекция - более 2000 объектов, то особый интерес очевиден. Вещи хранились в кабинете и комнате для приёма венской квартиры на (хочется написать "в") Берггассе, 19,
где теперь тоже мОзЭй. Самое дорогое своему сердцу он ставил прямо на стол вокруг себя. Он даже называл эти статуэтки "аудиторией", они окружали его бумаги. Места для книг на столе уже не оставалось, но судя по сведениям осведомленных авторов каталогов из музея Фрейда, процесс чтения и процесс письма у него проходили в разных местах и не смешивались. Что Фрейд имел в виду под "аудиторией", хорошо видно на гравюре Макса Поллака 1914 года.
(c) Freud Museum, London
Хотела вам ещё пару фотографифй кабинета сюда засунуть, но озабоченные авторскими правами англичашки предвижу возгласы "ктобыговорил" попортили всё, что можно водяными знаками, поэтому дам ссылку:
вот тут можно насладиться.
Между прочим, у Фрейда было около 3000 книг по археологии, главным образом они касались Египта. Помешательство на археологии отмечал и Цвейг. А ещё у Фрейда была целая куча фотографий произведений всякоразного европейского искусства и километры ковров.
Ассистентом в подборе египетских древностей у нашего героя был ни много ни мало Ханс Демель (1886-1951), с 1922 года - директор восточной коллекции Музея истории икусств в Вене. Да, того самого, который наш дорогой и вездесущий Готфрид Земпер понастроил (в соавторстве). Ещё Фрейду помогали археологи Эммануэль Лёви (1857-1938), Эрнст Крис (1900-1957) и Людвиг Поллак (1868-1943). На вопрос "кто все эти люди?" могу сказать только, что первый и последний были замечены в бурной археологической деятельности в Риме, а тот, что посередине - был еще и психиатром по совместительству. В 1938 году Хасну Демелю пришлось оценивать всю коллекцию Фрейда перед его отъездом в Лондон (через Париж). Поскольку просто так вывезти антиквариат не давали, он должен был заплатить властям её стоимость. Демель по дружбе оценил коллекцию очень низко. Позднее, уже из Лондона, Фрейд написал в одном письме своей голландской коллеге Жанне Лампль-де Гроот, что все древности доехали в хорошей сохранности, почти не повредились в дороге, но "коллекция, в которую нет добавлений, в действительности мертва". Однако же перед смертью в 1939 году он успел добавить еще несколько предметов.
Дом-музей в Лондоне повторяет в интерьерах организацию венской квартиры на Берггассе.
Как мы можем видеть, дедуля прикупил себе и цилиндрических печаточек, вот, к примеру,
номер раз и
номер два Описание печатей по ссылкам.
Сведения взяты отовсюду, в том числе из каталога египетских скарабеев и печатей, принадлежавших Фрейду (Joachim Śliwa. Egyptian Scarabs and Seal Amulets from the Collection of Sigmund Freud, Warszawa-Kraków, 1999)