На прошедшем собрании литературного клуба «Отражение» мы с единомышленниками обсуждали программный роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Николай Чернышевский, будучи одной из фигур журнала «Современник», активно участвовал в развитии общественной мысли своего времени. На страницах журнала и в других публикациях он занимался литературной критикой, литературным творчеством, философскими размышлениями. Идеи Чернышевского для своего времени были смелыми и часто шли в разрез с сословным укладом жизни Российской Империи.
Судьба Чернышевского трагична. В 33 года он был арестован по обвинению в составлении прокламаций, подрывающих основы царского режима. Обсуждаемую работу «Что делать?» он написал в Петропавловской крепости за четыре месяца.
Роман имел огромное значение для общественной мысли XIX века, причём не только в России, но и в Европе. Идеи, затронутые в произведении, существенно повлияли на деятельность различных политических сил второй половины XIX-го и начала XX веков. Возможно, внешняя форма романа с некоторым водевильно-бульварным налётом позволила обойти царскую цензуру. Потом, поняв о чём действительно писал Чернышевский, цензура опомнилась: роман запретила, номера журнала, в котором он вышел, изъяли, но это уже не могло остановить триумфального шествия произведения. Достаточно сказать о том, что это была одна из любимейших книг В.И. Ленина, адресуясь к которой, он озаглавил одну из своих главных теоретических работ.
В романе поднимается проблематика отношений в обществе, отношений между мужчиной и женщиной, отношений в семье, влияния науки на развитие общества.
Не погружаясь глубоко в конкретные сюжетные линии романа, рассмотрим, как эти вопросы ставит Чернышевский и как он на них отвечает.
В начале романа дана картина среднего уровня мещанства. Семья Веры Павловны хочет своего обывательского счастья, как она его понимает: выдать дочку за богатого, пусть и не любимого мужа, выйти в свет через него и т.д. Сам автор говорит, что эти люди вынужденно злые, их злыми сделали внешние условия. Они пытаются обратить это зло в какое-то своё благо. Здесь Чернышевской очень чётко уловил основную черту капитализма и соответствующему ему «духу протестантской этики» - использование зла для получения личного блага или даже счастья. Чернышевский говорит, это не правильно. И когда случится революция (она и революционер Рахметов - главные герои книги), тогда люди будут воспитываться в добре и в любви, а злые люди просто перестанут появляться в виду неизбежного изменения общественных отношений. Необходимость использовать зло во благо (сюжетная линия Марьи Алексеевны в романе) тогда отпадёт, потому что все будут добрыми «по умолчанию», говоря современным языком.
И здесь с ним вступает в заочный спор Достоевский. В «Записках из подполья» он говорит, что даже в самых лучших общественных условиях (метафора хрустального дворца в обеих книгах) будут появляться люди, имеющие кредо: «Пусть весь мир провалится, но мне чтобы чай всегда пить!». Действительно, в картине мира, описанной в снах Веры Павловны (втором и четвёртом) есть некоторая наивность: не совсем ясно почему «новые» люди могут взрасти на общественном «болоте», где отсутствует «дренаж», а на прекрасных «полянах» где всё устроено по всем правилам инженерной (имеется в виду, конечно, социальная инженерия) мысли, не могут взрасти «старые»? Что будет мешать появлению «старых» людей и, соответственно, загнивать прекрасному новому обществу? Но, возможно, нам с высоты знаний о ХХ веке легко проблематизировать утверждения и судить...
Вместе с тем, у Чернышевского нет и прямолинейной назидательной утопичности: он говорит, что в правильно устроенном обществе будущего будут разные люди: и «новые», вроде Рахметова, и «обычные», вроде Лопуховых и Кирсановых. Чернышевский понимает, что люди от рождения разные и могут быть по-разному быть полезны друг другу. Но, если говорить о стабильности такого рода общественных отношений, то и они должны находиться на определённом уровне развития, ниже которого нельзя падать.
Развитие общества как условие появления «новых» людей - это центральная тема романа. Чернышевский показывает, что для этого нужно коренное, революционное изменение общества, обретение им через революцию новых качеств. Но такое изменение не происходит само по себе, его должны готовить в меру своих сил и такие люди как Лопуховы и Кирсановы, и, конечно же, такие как Рахметов. Делая себя, они делают новое общество.
При этом важнейшим для Чернышевского является вопрос научного знания как теоретической основы для практического изменения общества. В романе много времени уделяется вопросам современной автору науки вообще, и медицины в частности. Будучи материалистом, Чернышевский использует конкретные научные факты как основу для понимания мира и поиска путей его совершенствования. Он неявно спорит с мальтузианством и подобными взглядами на мир. Имея в виду успехи науки, показывает, что в мире не всё так просто и линейно, как кажется его заскорузлым оппонентами. Человек в своей деятельности может выводить мир на новый качественный уровень, где всем хватит места, что подробно описывается в четвёртом сне Веры Павловны. Именно адресация к чёткому и ясному научному знанию в противоположность отвлечённым умствованиям того или иного рода позволяет Чернышевскому постулировать необходимость и возможность строительства нового общества.
В скобках можно заметить как образ этого нового, лучшего мира был отражён в советской фантастике сто с лишним лет спустя. Иван Ефремов прямо наследует это миропонимание и мироотношение в «Туманности Андромеды». Браться Стругацкие, наоборот, пытаются по-диссидентски опошлить и принизить пафос Чернышевского - вводят в свой ходульно-карикатурный роман «Град обречённый» образ хрустального дворца и пытаются прикрыться на уровне метафор Достоевским, опошляя заодно и Достоевского.
Говоря о формальной сюжетной линии романа - любовных отношений в семьях Лопуховых и Кирсановых - Чернышевский не «отбывает номер», чтобы пустить пыль в глаза цензуре. Показывая «новых» людей он раскрывает их новизну не только в профессиональной деятельности (работа в науке и медицине, организация швейных фабрик), но и новизну их межличностных отношений. И на примере семей Лопуховых и Кирсановых Чернышевский показывает, что отношения в семье, отношения мужчины и женщины должны быть не такими как, например, в семье Розальских. Автор затрагивает важнейшую тему для общества того времени - тему равноправия женщин. Несомненно, что его литературные образы оказали большое влияние на отношение в реальных семьях.
В романе затронуто множество общих и частных вопросов развития общества (недаром он называется «Что делать?»). Каждый, читая роман, особо выделит что-то своё.
В завершение необходимо отметить, что и сам Чернышевский, и многие его соратники по «Современнику», литературной и педагогической деятельности, были такими «новыми» людьми. И, видимо, трагедия того поколения интеллектуалов была в том, что существующий тогда общественный порядок не позволил им работать на благо страны и мира в полной мере. Правящий класс Российской Империи сделал ставку не на прогрессивных мыслителей, а на неумелых консерваторов, в результате действий которых Империя рухнула. Оказалось, что спасти страну смогли только восторженные почитатели Чернышевского, воссоздав новую Россию после 1917 года.