Очень давно хотел написать на эту тему. И по двум причинам. Первая - я АББАман. Нет, я слушаю очень много другой музыки (в основном рок), но АББА и Агнета Фельстког на первом месте. Вторая причина - меня угнетает и одновременно является очень интересной проблема декультурации или, говоря проще, войны с Культурой.
Ну так вот. Когда-то давно, ещё в прошлом веке, я был сторонником либерализма (один раз даже голосовал за подпиндосного прилипалу Явлинского) и смотрел НТВ. В том числе и цикл «Намедни. Наша эра» Л.Парфёнова. Уже тогда видел что он где-то передёргивает и не договаривает. Но проанализировать или уловить хотя бы суть его го деятельности (как теперь понятно она была и есть культрегерская) я не мог понять до момента когда Парфёнов не рассказал о группе АББА. Точнее не столько в этот момент, сколько уже когда Парфёнов рассказывал в этом цикле про другую музыку. Но об этом развёрнуто несколько ниже.
Для начала считаю верным в общих чертах описать почему АББА действительно образец высокой культуры. А то ведь кто-то по-парфёновски скажет: это же попса. У слова «попса» нет хороших значений в отличии от научного термина «популярная музыка», от которого оно происходит. АББА являясь представителем популярной музыки (только официальные продажи дисков сравнимы с населением целых континентов) категорически не является попсой и есть явление высокой культуры. В собственно музыке АББЫ есть в изобилии и сложные музыкальные структуры и мастерское исполнение. Не было бы этого, не были бы популярны песни на протяжении сорока лет и не были бы востребованы помимо слушателей музыкальными миром: огромное количество оркестровок разным симфонических оркестров, переложений в тяжёлом стиле (прекрасным здесь является исполение группой Therion песни «Summer Night Sity»)
Click to view
А также постоянные ремейки от какого нибудь одноклеточного типы Ромы Кенги до, например, Мадонны (в качестве NB: когда-то ей, не имеющей и 1% заслуг перед музыкой по сравнению с любым участником АББЫ, пришло в пустую голову спереть примерно полуминутный фрагмент из песни «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)». Спёрла, испоганила его в по-настоящему попсовом стиле и думала никто не заметит. Заметили сразу и сказали - ворованное вернуть. Прибежала эта Манька-облигация от попсы к Б. Ульвеусу в стиле «Дядь, прости засранку, как я могу исправить это?» Пришлось заплатить около миллиона долларов.).
С точки зрения текстов, те кто в теме спорить не будут - это точно не попса. Тут нет низкопробщины по «шальную императрицу», «знающих пароль, видящих ориентир, верящих что любовь спасёт мир», «дельфинов и русалок, которые не пара» и т. п. Есть весёлые, ироничные и самоироничные тексты первой половины творчества и по-настоящему взрослые тесты последних альбомов. Вообще же, с точки зрения текстов (не говоря о музыке) у АББЫ трудно найти плохие песни, можно говорить лишь о нескольких относительно неудачных. Понятно, неудачных относительно самой АББЫ, ведь даже до них какой-нибудь настоящей попсе типа Талькова, Гребенщикова, Билана, Махайлова и т. п. никогда не допрыгунть, даже с пороховым ускорителем.
Описывать величие АББЫ можно долго, я и так уже поддался этому искушению, поэтому перехожу к заявленной теме.
Л. Парфёнов говорит об АББЕ в выпуске посвящённом 1977 году и говорит буквально минуту. Из этой минуты большая часть уходит на мало кому интересную лабуду о том как СССР расплачивался картошкой за записи группы (так и вижу Стига Андерсона лично пересчитывающего мешки!), что отличали солисток по цвету волос (очень ценная информация).
Тут необходимо сказать, что этот цикл передач позиционировался как раскрывающий явления жизни тех лет. И если среди этих явлений попалась, в данном случае, группа АББА, то нужно говорить о сущности явления и не тявкать как шавка про картошку. Если бы этими тявканьями ограничилось всё то, как говорится, и пёс бы с ним: мало ли не разбирающихся в искусстве телебалаболов? Но дело в том, что про сущность Парфёнов что-то сказал. А именно: «Мелодичные шлягеры, редкая для попсы симфоничность звучания, приличный внешний вид». То есть, ещё раз, он говорит что АББА - попса, пусть и с симфоническим звучанием.
Такое отношение задело меня как АББАмана, но я отметил себе просто что человек лишён чувства прекрасного, ну так это его проблемы. А может наоборот только Рахманинов и Бах для него являются искусством. С целью понять чем является сущность это отношения к АББЕ я стал специально обращать внимание на сюжеты этого цикла где говорилось о музыке. Может он имел право снисходительно относиться к АББЕ и быть по-настоящему комплиментарным к высокому искусству? Давайте посмотрим что он говорит о знаковых музыкальных явлениях далее в том же цикле передач.
Вот в выпуске про 1978 год со щенячим восторгом рассказывается о гастролях группы Бони М в СССР: наконец-то к нам прорвались через железный занавес Великие Творцы! Ну выступила средненькая группа того времени и выступила. А что Джо Дассен не выступал? А оркестр Поля Мориа, о гастролях которого в СССР рассказывается в том же выпуске не выступал? Понятно, что если бы к нам приехала та же АББА или Дип Пёпл, или Пинк Флойд, это было бы действительно мощно. Бони М хоть и не плохая группа, но классом пониже перечисленных. Рабское низкопоклонство перед мелкобуржуазной частью западной культуры здесь вижу я!
Далее. 1979 год. Рассказывается про фильм Алана Паркера «Стена» по одноимённому альбому Пинк Флойд. Здесь опять не раскрывается суть фильма и альбома об одиночестве и непонимании между людьми в современном западном мире. Вместо этого надо обязательно вставить сетования на недостаток видиков (какое это имеет отношение к Пинк Флойд?) и прочую лабуду как запрещали рок-музыку.
Следующий 1980год. Смерть Высоцкого. Тут всё просто. Про творчество Высоцкого почти ни слова, акцент на отношениях с властью. В выпуске за 1987 год Парфёнов на голубом глазу сравнит с Высоцким А. Розенбаума, что наглядно характеризует уровень понимания Парфёнова поэзии и музыки.
Зато как комплиментарно рассказывается про насквозь вторичную и эпигонскую по отношению к западному року «Машину времени»: вот настоящая музыка! И эту «настоящую музыку» конечно угнетали! Как угнетали можно прочитать в книге клавишиника группы тех лет
Петра Подгородецкого «Машина с евреями».
1986 год. В конце выпуска идёт рассказ о группе «Моден Токинг». И тут чудо! Парфёнов можеть говорить о сути явления: на основе этой группы развилась перестроечная попса. Вот в выпуске за 1988 год описывается результат опосовения музыки - группу «Ласковый май». И, как бы в противовес, в конце выпуска идёт сюжет про так называемый «русский рок». В нём в кучу валится всё: и такая же примитивная попса группа Аквариум, и группа Кино из всего творчества которой вырывается только якобы лозунг «Перемен!» (не говорится что песня совсем не политическая) и действительно толковый и самобытный Наутилус Помпилиус и полубардовский Шевчук. Преподносится всё это как сущностно единое целое. Гребенщиков с Юрой Шатуновым единое целое. А стихи Цоя и Кормильцева это другое. В них есть смысл. Смысл, а не поток сознания в обкурившемся или детсадовском состоянии. Такое же самое педалирование «Аквариума» было и в сюжете про ленинградский рок клуб в выпуске про 1983 год. Про то что
он был организован КГБ естественно не рассказано, а то вдруг станет понятно почему Гребенщикову прощалась перманентная обкуренность.
И вот, наконец, мы подходим к самому главному. Выпуск про 1996 год, сюжет про группу «Иванушки интернешнл». Описывая ее, Парфёнов говорит что это «новое качество попсы». И это глвное, на мой взгляд: уравнивание высокой культуры (АББА) и деградансткого примитива («Иванушки»). И то и то типа попса. Парфёнов работает на размытие границы между Высоким и низкопробщиной. Пипл ведь должен хавать всё что скажет «человек с правильным лицом» (в случае Парфёнова это особенно забавно).
Парфёнову обязательно надо внедрить мысль что эпигонские бездари типа Макаревича или Гребенщикова это высокое искусство, которое несёт в себе смысл, всё остальное, что АББА , что «Иванушки», что Ласковый май одинаковое барахло. Или даже не барахло, ведь про «Иванушек» сказано слово качество! Значит эта мерзосить имеет право называться искусством (для быдла понятно, как нам намекает "телеведущй")!
Потом он ещё комплиментарно выскажется об Алсу и Земфире и с диким тошнотворным придыханием расскажет об уродливых во всех смыслах «Татушках». Что, опять же, паказательно.
Но уравнять мало, надо ещё и постараться изгадить. И вот в 1999 году в новогоднюю ночь на НТВ выходит шоу «Любимые мелодии ХХ века». И если для исполнения некоторых песен позвали Жанну Агузарову, Александра Градского, Иосифа Кобзона, то песню «Money, Money, Money» исполняла Лолита Милявская! И это было поистине ужасно!
Новое НТВ решило продолжить традицию изгаживания и в 2006 году делает «Новогоднюю ночь в стиле АББА». И тащит туда всю голимую попсу до которой смогло дотянутся. Смотришь на это «зрелище» и возникает ощущение что был объявлен конкурс кто сильнее изуродует песню. На мой взгляд, на этом конкурсе шмар и подонков в жестокой и бескомпромиссной борьбе с А. Свиридовой (кстати где она?) Лолита одержала верх . Сделала, так сказать, «золотой дубль».
Справедливости ради надо сказать что не одно НТВ занималось такой мерзостью. В 1997 году в третьей части набивших оскомину «Старых песнях о главном» роль Агнеты, Фриды, Бени и Бьёрна исполнили недопиленое Буратино Кристина Орбакайте, куча барахла Марина Хлебникова, давно вышедший в тираж Игорь Николаев и обыкновенная бездарность Дмитрий Маликов. Уровень исполнения песни «Dancing Queen» был соответствующим.
Вот так воюя с культурой бездари и проходимцы гадили на мою любимую музыку. Конечно музыке АББЫ от такого ничего не сделается, но некоторой части людей это может затруднить пусть к истинным ценностям.