Вы знаете что-нибудь о модерне? Если да, то мои поздравления) Если нет, то нам по пути, ибо я тоже.
Модерн - так только у нас. В других странах стиль назывался иначе: «тиффани» в США, «югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Австрии, modern style в Англии, «стиль либерти» в Италии.... в Швейцарии его называли еловым, а в Испании - кондитерским)
Возможно дело в том, что отличительной чертой модерна стало стремление к естественным, «природным» линиям. Кроме того, в период его популярности (вторая пол. 19 - нач. 20 вв.) в художественную и прикладную область активно вовлекались новые технологии (недаром стиль распространялся благодаря Всемирным выставкам).
Кто знает строения Антонио Гауди - так вот это он самый, что ни на есть модерновый модерн.
Casa Milà (La Pedrera) в БарселонеИ правда, есть что-то от кремовых украшений на тортах))
А в Петербурге...
да, Дом Зингера.
В Бельгии архитектор Анри ван де Вельде предложил название Art Nouveau - "новое искусство". Во Франции тоже использовали этот термин, но были и синонимы - стиль метро, стиль Гимар, стиль Мюшá. Эктор Гимар - это архитектор, который проектировал павильоны метро. А Мюшá? Это Альфонс Муха - один из наиболее известных представителей модерна. Именно о нём и попробую рассказать.
Будущий художник родился в Чехии в семье небогатого чиновника. Мальчик хорошо пел и замечательно рисовал, но, когда вырос, поступить в пражскую Академию Художеств не смог. 2 года пришлось работал писарем, пока однажды Муха не наткнулся на объявление в газете - венская фирма по производству театральных декораций ищет работников. На работу его взяли, но театр, который обслуживала фирма сгорел, и Альфонса уволили. Вскоре он перебирается в Микулов; там занимается всем подряд и даже работает маляром. В этой должности Альфонса и нанимают для оформления родового замка графа Куэно. Малярные работы в те времена, надо сказать, понимали иначе - не замазать матерную надпись, а украсить потолок и стены ангелочками и цветочными гирляндами. Результат так впечатлил заказчика, что через некоторое время Муха получает графскую стипендию и поступает на третий курс мюнхенской Акакдемии Художеств, успешно её заканчивает и отправляется в Париж. В художественной столице мира он совершенствуется, оттачивает мастерство и ищет свой стиль. Параллельно лишается графской стипендии, но не унывает, пишет отцу, что всё хорошо, и отправляет сестрам парижские наряды, купленные на последние деньги.
Вот так. Жил бедно, впроголодь, болел, пусть и в Париже (ах, Париж), был неизвестен, а его именем назвали новый стиль.
Утром славы стало начало первого дня 1895 года. К этому моменту за плечами Альфонса Мухи было уже почти 20 лет непрерывного труда.
Накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, - сказал он, - только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное?» «Нет, - ответил Муха, - но я могу попробовать».
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в театр. «Сара была великолепна», - вспоминал Муха. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые пришлось срочно раздобывать. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Бруноф впоследствии купил это кафе, и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.*
К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Эта работа моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых он рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним.
Lorenzaccio (1895)
Для Сары Бернар Муха создал и одно из самых необычных драгоценных украшений. Золотая кобра обвивает запястье, раздутый золотой "капюшон" змеи лежит на тыльной стороне ладони. От него две цепочки дотягиваются до среднего пальца и обхватывают его тонкими кольцами. А на указательном пальце кольцо-скорпион грозит кобре острым жалом.
Модерн стремился вовлечь в область прекрасного все сферы деятельности человека. Где прекрасное так необходимо? Правильно, в рекламе. Один из самых знаменитых плакатов Альфонса Мухи рекламирует папиросную бумагу. А ещё есть реклама печенья, шампанского, детского питания...
Изгибы женского тела и привлекательная цветовая гамма - залог успешных продаж) При этом плакаты Мухи переиздавались художественными постерами - их вешали на стены как картины.
Самая, пожалуй, масштабная задумка художника - цикл "Славянская эпопея" из 36 полотен. Для её создания были нужны огромные средства, и Альфонс Муха отчаянно ищет спонсора в Америке. Но судьба улыбнулась ему только во время второй поездки в США: Чарльз Кейн, миллионер, меценат, славянофил и социалист, согласился спонсировать работу.
После Первой Мировой войны, в молодой республике художнику было поручено патриотическое дело: изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.
А ещё он стал создателем витражей для собора св. Вита, который строили уже более 600 лет.
Строительство завершилось только в 1929 году. А за год до этого художник передал в дар республике завершенную "Славянскую эпопею"; получилось 20 полотен и работа над ними заняла не 5, а 18 лет, но благородный труд был завершен. Однако цикл приняли доволно прохладно (кроме США), а уж с тем восторгом, который вызывали "женщины Мюшá", реакцию и не стоит сравнивать.
Судьба отпустила Альфонсу Мухе семьдесят девять лет жизни, ясного разума и творческой силы. Он боялся осени, был общителен и галантен в обращении с дамами, никогда не унывал.
И создавал удивительные картины, не соглашаясь со званием "декоратора" и утверждаясь как художник.
У него есть несколько совершенно необычных и замечательных серий: «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Луна и звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», «Время дня». Разве не чудесно?
"Танец" (1898) из серии "Виды искусства"
"Вечерние раздумья" (1899) из серии "Время дня"
"Лилия" (1898) из серии "Цветы"
"Топаз" (1900) из серии "Драгоценные камни"
"Луна" (1902) из серии "Луна и звёзды"
"Лето" (1896) из серии "Времена года"
Вот такой модерн. От которого сам Муха, кстати, отказывался, справедливо считая, что принадлежность к какому-либо стилю в искусстве создаёт ограничения для развития индивидуальности. И теперь у нас (вы и я - те, кто не знал) есть представление о работах оптимистичного и талантливого художника, в честь которого назван астероид № 5122.
*Материал базируется на статье из журнала Story (#6'10), благодаря которой я и узнала о художнике, за что ему (журналу) большое спасибо. Ну и, Боже, благослови Википедию) Так что all rights reserved ©.
Думаю, почитать об Альфонсе Мухе можно во многих местах интернета) В Википедии, например, действительно
отличная статья . С работами чуть сложнее, но удачные галереи
здесь (120 работ, удобно смотреть) и
здесь (много, но смотреть не очень удобно), остальные ссылки, полагаю, найдутся сами) Насчёт разной цветопередачи - с картинами в интернете, к сожалению, всегда так.