*
Рассказывает родственница. В 1963 году или около того, она вместе с другими работницами получила от предприятия, на котором работала, путевку на турбазу на озеро Селигер. На турбазе были организованы турпоходы по озеру на катерах. И однажды в числе других отдыхающих на нескольких катерах она отправилась в такую поездку по озеру. На озере расположена масса островов, на некоторых из которых имеются старые постройки, в том числе религиозного назначения. Во время экскурсии туристы проезжали мимо огромного очень красивого собора, который стоял прямо на одном из островов. И упросили организаторов поездки высадиться на острове, чтобы осмотреть собор. Экскурсоводы пошли навстречу пожеланиям трудящихся и катера причалили к берегу. Восхищенные экскурсанты вылезли из лодок и направились к входу в собор, думая, что строения и остров заброшены и там никого нет.
Однако, когда они подошли к главному входу, на его пороге показались люди. Точнее, это были странные фигуры людей, тела которых были неполными - у всех не хватало каких-то частей. У кого-то не было ног, у кого-то - рук, кто-то был на костылях, другие - на инвалидных колясках или тележках.
Тем не менее, увидев гостей, инвалиды проявили неожиданную прыть: вытянув руки в направлении туристов с суши, они стали приближаться к ним всей толпой, прося еды. Советская молодежь была сильно напугана этим явлением, особенно девушки. Поскольку приезжие находились в походе, с собой у них была какая-то снедь на обед. Развязав свои вещмешки, они достали все, что у них было съестного, и все отдали инвалидам. И после этого, повернув к воде, побежали без оглядки, сели на свои лодки и уплыли навсегда, чтобы никогда больше не возвращаться. Больше всего их испугало, как инвалиды тянули свои костлявые руки и просили еды.
И вот прошли десятки лет. Моя родственница сама теперь пожилой человек. И вот через все прошедшие годы она вспомнила эту историю из своей молодости. И сильнее и страшнее всего в этом воспоминании для нее были вот эти протянутые руки голодающих людей, брошенных на безлюдном острове, с которого они не могли убежать - умирать без свидетелей вдали от людей.
Конечно, их там кормили. Иначе высадившиеся на острове никого бы там из живых не нашли, одни только кости. Но я ведь и сам был советским солдатом. И хорошо знаю, что такое быть постоянно голодным. Голодным, потому, что все, что можно украсть из солдатского котла - украдено командованием части. Потому что каждую неделю теми же самыми голодающими солдатами на склады части разгружалось мясо - но в солдатской тарелке его никогда не бывало. Однако, как бы мы ни голодали и как бы ни хотелось нам есть - мы никогда не доходили до такого состояния, чтобы тянуть руки к людям из-за колючей проволоки забора части, прося еды.
Потому что, мы ведь были просто советскими солдатами - вечно голодными, но не умирающими от голода. А на острове жили, точнее доживали, советские ветераны войны.
10.11.2020
* Рисунок Г.М. Доброва. Серия «Автографы войны».