Честно говоря, смотреть я этот фильм не собирался. Несмотря на в целом позитивные отклики, на манящее "счастье", которое не за горами и неплохого, в общем-то актера Хабенского (плохому тыл Анджелины бы не показали).
Но магии не сложилось. Лично для меня, увы, как я ни ждал, чего-то такого, российского, проникновенного, с небывалой чуточкой души и теплоты из тех, детских фильмов про Шурика или там, Детей капитана Гранта (которых, к слову сказать я и не помню). А получил - ну что получил, какую-то невыразимую безсыходность, замученного жизнью и отсутствием цели, алкоголика, который весь фильм качается как пресловутая субстанция на волнах. То он бросается в пучину разврата, то строит какие-то Бог весть как удающиеся комбинации, от которых сам же и отказывается, без обьяснения прчини и следствий.
Мельтешения главного героя лично меня утомили. Да, я не Камерон и может быть я не снял бы ничего даже приблизительно похожего. Но смотреть это было тягостно и уныло. С тоской ожидая очередного поворота событий. Духовность - обязательно с бутылкой, всепрощение с коньяком - вся эта алкогольная вакханалия, выпячиваемая на первый план - возможно, хитрый ход, чтобы скрыть главное - про что-то светлое, про то, что люди меняются? Возможно, это было бы вариантом, но людям, которые дети - в фильме тоже ничего не надо. Им не нужны монологи про то, что они мусор - они это и сами знают, они согласны и все, что им действительно нужно - это поход. Плевать на договоренности, которые учитель ставя - сам же не смог соблюсти, плевать на все. Если хочешь - нарушить можно все, что угодно. Особенно, если ты унылый гопник, с таким же настроем, каковой я описал в начале этого поста. Никакой цели - будь уныл, ты все равно личность.
Этот фильм как-то одиозно вписался в когорту Горько - такое же унылое беспросветное мрачное настоящее, над которым надо плакать навзрыд, а не находить что-то светлое, тем более, что, как я и сказал - его там даже и нет. Тут, в этих ваших ЖЖ постоянно клеймят мужчин из старых, советских фильмов - так вот вам современник, почти святой! То подружку подложит под друга, то жену. Жена вообще шаблонна до безобразия - кажется ей вообще прилепили все штампы, которые только возможны - и "от любви до ненависти один шаг" и незатейливая ревность и прочие, прочие дешевые фокусы, которые гармонично бы смотрелись на передаче диванных психологов, но почему-то выдаются за неплохое такое искусство.
Фильм, по-моему, переусложнен. Переусложнен не в том смысле, что туда напихано излишне много всего, а в том, что люди сами бросились искать там какие-то следы философии жизни, как мы все сейчас привыкли. На самом деле это аболютная история ни о чем - таких историй на кухнях наших квартир дофига и больше, с такой же безнадегой, с такими же героями. Вообще это похоже на проклятие любого маленького городка, где люди давно разучились мечтать.
Страшно то, что эта обыденность - правдива. Но правдивость здесь ей не в плюс, потому что кино не является вдохновителем, не мотивирует, не учит добру и взаимовыручке, не делает тебя лучше. Оно просто констатирует. Да, у нас пьют. Да, у нас молодежь не самая талантливая и умная. Да, наши женщины не отличаются верностью. И много таких да - от которых режет глаза. В итоге, как катарсис - хотелось бы обеления, скинуть эту грязную мутную пелену с глаз и открыть действительного Пророка в отечестве, но все на что сподобился сценарист - на слабое прощение падшей жены, стыдливо упустив детали.
Повторюсь ещё раз - фильм уныл от начала и до конца. Полон пороков и ничему никого не научит. Это просто "вещь в себе", не отличающаяся к тому же какой-то великолепной режиссерской или операторской работой. Большая часть веток сценария непонятно зачем начаты и так же непонятно закончены, просто так, на полуслове, оставляя привкус гадливого стыда за то, что пришлось это снимать. Они могли бы быть подростками или хиппи - ничего бы не поменялось, но, возможно, стало бы больше смысла, протеста, того, ради чего стоит снимать кино. Кажется мы забыли, что такое искусство - это не просто картинки на экране с унылым содержанием. Это то, что делает человека лучше, заставляет вас думать. Заставил ли меня это фильм задуматься хоть о чем-то? Вряд ли. Причины почему - я уже изложил.
Я думаю что можно было бы снять не хуже фильмов в стилистике "одна неделя сантехника Васи" - по накалу вы получили бы примерно тоже самое. Не надо снимать философских фильмов, особенно затачивая их на каком-то русском самоопределении. Потому что все это бухло в кадре, пьяные вечеринки в однокомнатной квартире и обязательно какой-нибудь друг-ловелас - это какой-то прехисторик баян, честно говоря.
Лучше бы вы Егорку экранизировали, честное слово.