Русские в Константинополе-Стамбуле.

Mar 05, 2014 11:00

В свете выхода вчера первой серии сериала Курт Сеит и Шура, мне показалось инетересным опубликовать отрывки из разных исторических исследований о русских эмигрантах в Стамбуле.

Осенью 1920 года в Босфоре появились 56 кораблей с беженцами из Крыма-всего около 150 000 человек.Из них 100 000 были офицерами и солдатами армии Врангеля,которых барону в Стамбуле удалось разместить в военных лагерях союзников(взамен французы конфисковали все русские корабли).Остальных предоставили самим себе.Устраивались кто как мог: кого-то приютил тесный монастырь св.Андрея в Каракее,кому-то(неслыханное везение!) разрешили ночевать в конюшнях дворца Долма-Бахче,а кто-то просто улегся на берегу под перевернутыми лодками.
Центром русской жизни стал двор русского посольства в Пере,где после воскресной обедни собирались пожилые фрейлины,обритые наголо из страха перед вшами,миллионеры,потерявшие все свое состояние, просто светские люди.Здесь встречали родных,которых уже не чаяли увидеть,оплакивали прошлое и жадно уточняли,как скоро падут большевики.


Однако приходилось жить дальше:князья торговали сигаретами вразнос,графы устраивались шоферами( «русский» механик- значило- лучший).Пассаж Cite-de-Pera переименовали в «Цветочный»:под его сводами торговали русские цветочницы.Но среди эмигрантов были и люди других профессий.

Открылся кабак «Черная роза»,и там запел Вертинский;Владимир Семенов,звезда петербургской оперетты,открыл не менее популярную «Паризиану».Декорации для балетов Виктора Зимина в «Стрельне» делал сам Павел Челищев,а Томас,руководитель сенсационной петербургской джаз-банды,ошарашил город первым в Азии джаз-варьетте(кстати,Томас был чернокожим,а негров в Стамбуле традиционно называли арабами;так вот,джаз в Турции еще долго называли «арабской музыкой»).

Bortsh и piroshki в русских ресторанах успевали остыть,пока посетители пялились на необычайно элегантных русских официанток,сплошь княжон да графинь.Кассиром в ресторане Rejans был профессор Петербургского университета,светило математики (вероятно,поэтому этот ресторан благополучно существует до сих пор).

Русские ввели в моду морские купания,причем- о,Аллах!-мужчины и женщины в полосатых трико плавали вместе!Были,конечно,и еще более сомнительные развлечения,газеты пестрели заголовками-«пропавший неделю назад отец семейства был обнаружен в кокаиновом притоне в объятиях русских куртизанок!».
Русская эмиграция в Константинополе иссякла к середине 20х,но еще и сейчас вокруг монастыря св.Андрея группируется крохотная русская колония.

( "Стамбул",А.Туров)

Жизнь русских эмигрантов в Стамбуле в эпоху перемирия.

Выдержки из ЖУРНАЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА АТАТЮРКА, № 64-66, Том: XXII, 2006
(Доцент Доктор Тюлай Алим Баран (Доцент кафедры истории университета Едитепе в Стамбуле.)

За время гражданской войны, в период с 1917 по 1920 годы Россию покинуло от 2 до 3 миллионов беженцев.

В 1920 году в Стамбул прибыло приблизительно 50.000 мусульман, 40.000 русских и 4.000 греков и армян.

В ноябре 1920 года конвой из более чем 100 кораблей с русскими эмигрантами, направился прямым ходом из Севастополя в Стамбул, так как этот пункт назначения был самым близким и самым безопасным и запасов хватало для его достижения.

«…На этих кораблях военные стояли на ногах, потому что отодвинуться, присесть, или повернуться не было возможности. Эти люди, находящиеся внутри оргаждений из пеньковых канатов, остались один на один со своей судьбой, их можно было считать приговоренными к смерти от голода и нехватки воздуха. И сейчас это видится настолько ясно, что я могу различить выражение на их лицах, что бы не видеть этого, я хочу повернуться спиной, однако не могу этого сделать, я не могу оторвать глаза, мне тяжело было смотреть на эти жертвы, которые днями пребывали в пыточных условиях, в состоянии застывшего страха. Среди них были умершие, и они находились на том же объединившем их пространстве, где находились и те, кто еще не поддался смерти. "

Якуп Кадри, описывая положение русских эмигрантов, в статье «Русский обман», отмечает: «Зрелище грузовых пароходов, на которых в последние дни прибывают из Крыма русские переселенцы, самое страшное, самое катастрофическое, самое жалкое, от него волосы становятся дыбом. Когда один из этих параходов вошел в пролив, и его можно было разглядеть вблизи, один мой товарищ заметил: Я никогда не забуду страшную давку на этом корабле.

Не знаю, в каком виде находились люди внутри, но снаружи они свисали гроздьями, люди были всюду - от якорных цепей до корабельной мачты. В каждой из малюсеньких шлюпок, расположенных по обоим бортам, сидело по пятьдесят - шестьдесят человек. Им ничего не оставалось кроме как, не разжимая рук, удерживаться на палубе, чтобы не скатиться в море. Все они, потерявшие человеческий облик, выглядели как одна сплошная масса грязного тряпья.

В нашей памяти они запечатлелись как последние обломки еще вчера могущественной царской России, и вот на этих пароходах мы видели массу безыменных, бесформенных , унылых людей, вызывающих сострадание …Четыре дня они находились внутри парохода, висели гроздьями на канатах, цепях и мачтах без пищи и воды. Ради чего? Они и сами этого не знали. Ведь у них уже не осталось никаких воспоминаний, чаяний, мыслей, страхов, и надежд»



.
……

Старые желтозубые петербургские дамы в мужских макинтошах, с тюрбанами на головах, вынимали из сумок последние портсигары - царские подарки с бриллиантовыми орлами - и закладывали или продавали их одесскому ювелиру Пурицу. Они ходили все одинаковые - и делали бедное, но гордое лицо. Молодые офицеры, сопровождавшие этих дам, Вовочки и Николя - бывшие корнеты лихих гусарских и драгунских полков, красиво проживали деньги своих спутниц. (Александр Вертинский)

/Иван Бунин/

Галлиполи в переводе с греческого - "Город красоты". Непонятно, почему так назвали выжженную солнцем пустыню, где короткие перебежки ящериц были единственным живым движением природы. Русские солдаты называли эту местность Голо-Поле, и это название ей подходило куда как больше.

Тридцатитысячной армии усталых и разочарованных изгнанников разрешили сойти на берег лишь после того, как французы в счет долгов забрали имущество русской армии, а итальянцы - серебро, вывезенное из Ростова. Регулярные части под командованием Врангеля и Кутепова были направлены на Галлипольский полуостров, остальные были предоставлены сами себе.

Вначале солдаты и офицеры соблюдали строгую дисциплину, поддерживали в лагере порядок. Организовали даже три гауптвахты. По сравнению с другими галлиполийцы жили неплохо. Однако, не дождавшись часа, когда снова сможет служить России, российская армия тихо скончалась в этом Голом Поле. Угрюмые мужчины с погасшими глазами, в рваных шинелях, продавали на улицах фиалки, спички, карандаши, нанимались разнорабочими, чистили канализацию, рыли канавы, продавали овощи на рынке.

Сегодня городок Гелиболу ничем не напоминает место гибели последней надежды русских изгнанников. Это тихая гавань с мерно покачивающимися у берега рыбацкими лодками. Яркие туристические автобусы мирно грузятся с набережной на паром через Дарданеллы...

Модная одежда русских женщин представляла разительный контраст с привычной османской и считалась последним европейским писком в мусульманском Стамбуле. Голубоглазые светловолосые красавицы в укороченных платьях со свободной талией сводили турок с ума. Турчанки в паранджах, да еще запертые на женской половине дома, не выдерживали конкуренции. Их мужья вечера напролет проводили в кабаре и швыряли деньги на дорогие подарки для "карашо", как тогда в Стамбуле называли русских девушек.

/Элен Арэль (в девичестве Елена Гордиенко)

Сообщество изгнанников сильно изменило и оживило культурную жизнь Константинополя. Благодаря русским Турция познакомилась с классическим балетом, оперой и опереттой. Союз русских художников устраивал выставки, открылся музыкальный театр "Паризиана". В кабаре "Черная роза" ходили слушать Александра Вертинского, - турки, не понимая русских слов, млели от оригинальных его интонаций.

Никакое другое влияние так не преображало эту восточную страну. Благодаря русским Контантинополь стремительно европеизировался. Выходцы из России просто жили так, как привыкли, исподволь и изнутри разрушая и переиначивая вековые традиции чужого общества.

Прежде безмолвные и бесправные турчанки научились говорить и все чаще осмеливались носить европейские наряды. На женской половине турецких домов стали появляться гувернантки (конечно же, из русских барышень), которые не только учили девочек грамоте, но и давали им представление о том, что женская жизнь вообще-то может быть иной, чем та, которой жили их матери и матери их матерей.

На улицы Константинополя пришла архитектура модерна. Строились другие дома: потолки выше, окна больше, вместо привычных ковров на полах - зеркальный паркет. Устраивались вполне европейские приемы, на которых блистали "карашо" и русские артисты - образцы для подражания всему европейскому.

Мощнейшая энергия разрушения судеб тысяч русских людей словно бы преобразовалась в некую силу толчка, заставившего - к добру или к худу - Турцию, стоящую одной ногой в Европе, а другой в Азии и опасливо посматривавшую на бурный мировой прогресс, более твердо стать на свою "европейскую ногу".

(Алена Викторенко)


Спасибо за интересную подборку пользователю Ole с форума turkey-info

Стамбул, русские в Турции

Previous post Next post
Up