После того как мы прошли несколько дней по Ликийскому пути, появилась идея прокатиться по другой части этого побережья на велосипедах. Замысел обрел более четкие очертания когда мы катались на авто в поисках красивых прибрежных поселков не испорченных большими «пакетными» отелями. А уже через месяц, в начале июня 2013 года в Турцию прилетел самый грозный модератор форума Винского, и в составе группы из двух человек мы отправились в поездку.
День первый
Анталия - Чирали
Выехали из Анталии ранним утром. Ехать на запад из Коньяалты удобно - пять минут и ты уже покинул город. Утренние сумерки, на дороге ведущей в Кемер машин нет совсем и только отъехав несколько километров от Анталии мы наблюдаем восход солнца и первые попутные и встречные автомобили.
Николай бодрячком вваливает в горочку. Позади Анталия. Впереди Кемер.
Проезжаем несколько тоннелей. Некоторые из них совершенно новые. Турки очень активно строят дороги между городами. Широкие и удобные магистрали. Скорость строительства поражает воображение. По краям дороги почти везде асфальтированная обочина по которой комфортно ехать велосипедисту. Хотя, если государство когда-нибудь построит велодорожку от Кемера до Анталии, это будет круто!
Чем меньше километров до Кемера тем ближе пиздец. Пока что он выражается в плакатах. А вдоль трассы можно наблюдать кучу мелких растяжек - реклама выступлений каких-то Дим, Жанн, Стасов, Анн и прочих звезд современной русской культуры. Подбор артистов как на музыкальном сборнике звучащим перед 8 марта в бухгалтерии деревообрабатывающего завода.
Мы едем по следующему маршруту: Анталия - Чирали - Адрасан - Караоз - Кекова - Каш с ночевкой в каждом упомянутом пункте. Маршрут совсем нетрудный - чуть более 200 километров; едем только первую половину дня - пока не стало жарко; только два дня из пяти надо немного покрутить педали а остальные три дня чисто символические; да, горки конечно есть, но не высокие и их не так уж много. Так что рассматривать наш пробег как по-настоящему спортивный нельзя. Так, прогулка по пляжам и достопримечательностям.
Напротив поворота на Кемер остановились для завтрака. До этого места дорога была с маленькими холмиками. Солнце стало уже припекать, хотя время только девятый час утра.
После Кемера пошел набор высоты. Угол небольшой, так что ехать комфортно. Но уже стало жарко. Начал много потеть и много пить. В сумках на багажнике про запас лежит 3 литра воды и еще литр в бутылке на раме. Добрался первым до места встречи - поворота с трассы на Чирали. Жду тут Николая. Пока его нет изучаю рекламу. Нахожу маленький филиал Индии.
Николая долго нет. Почти полтора часа. Пью чай с водителями долмушей которые от этого перекрестка возят пассажиров в Чирали. Двадцать их английских слов плюс двадцать моих турецких и водители уже цокают языками над маслянными тормозами моего велосипеда и осторожно трогают пальцами контактные педали. Наконец дозваниваюсь Николаю и выясняю что он сидит в дорожном кафе в 5 километрах от меня. Кишкоблудству Николая нет предела! Ругаюсь. Он быстро приезжает, мы фотографируемся и катимся по серпантину вниз, к морю.
Здесь уже кончается магия огромных отелей «все включено ультра». Пляж заполнен европейскими и турецкими туристами.
Селимся в маленький отель - деревянные бунгало с туалетом, душем и кондиционером. 30 евро сутки. Это обычная цена за одноместный номер по всему нашему маршруту. Гамаки заняты хозяйскими курами. Полная гармония.
Вечером отправляемся смотреть «Огонь Химеры» - местную достопримечательность. Несколько километров от деревни на восток и потом минут 10-15 по каменистой тропе вверх - и вы на месте. Место это отлично видно на Google maps - каменная залысина посреди зелени.
Из горы Янарташ выходит газ. Газ горит. Считается, что на этом месте несколько тысяч лет назад была зарублена Химера, газ из которой так и не кончается. Можно только представить себе сколько же вот таких невинных Химер было зарублено кровавым диктатором Путиным и его Газпромовскими приспешниками в Западной Сибири!
После заката здесь собираются любители ночных фотографии у костра. Некоторые вооружены шампурами с мясом и сами себе готовят поздний ужин.
Мы не стали ждать глубокой ночи - завтра ранний подьем
Дистанция: 69 км
Чистое время в пути: 4 часа
День второй
Чирали - Адрасан
Если из Чирали ехать в Адрасан на машине, то надо опять подниматься от моря к трассе, ехать по ней несколько километров и опять спускаться вниз к морю. Скучно и долго. Для тех кто пешком или на велосипедах есть отличный короткий путь: надо выйти на пляж, пройти до входа на территорию древнего города Олимпос, пройти сквозь него и на выходы оказаться на асфальтовой дороге, которая через пару небольших деревень приведет в Адрасан.
Обратите внимание что на голове у Николая камера GoPro. Всю поездку он снимал фильм, который никто и никогда не увидит.
Еще вчера я прошелся по Олипосу. Отличные развалины! Но у входа на территорию было написано что с велосипедами внутрь нельзя а а сама территория на ночь закрыта и открывается только в 8 утра. Все это нам не подходило. Кроме того, на выходе из Олимпоса оказалось мощное КПП с турникетами и глухими воротами: с двумя гружеными велосипедами так просто через них не перемахнешь. Я пересек реку и пошел по противоположному берегу в поисках тропы обходящей все запреты. Альтернативная круглосуточная тропа была найдена вдоль старых развалин Олимпоса. Но она нам не понадобилась.
Ранним утром, мы обнаружили что территория открыта, турникеты не работают. Мы прошли сквозь старый город, вышли на дорогу, сели на велосипеды и поехали.
Про дорогу до Адрасана рассказывать нечего: поля, холмы, деревни. К завтраку мы уже въехали в Адрасан.
Адрасан напомнил мне Хорватию с Черногорией: горы, сосны, камни, прозрачное море.
Есть и свой восточный колорит.
После завтрака мы отправились в небольшой хайкинг к местному маяку. В качестве ориентира мы использовали схему маршрута из книги написанную, как потом выяснилось, каким-то гандоном, потому что никакого маяка мы не нашли, а потеряли тропу, влезли в колючки и были покусаны комарами.
Потерпев фиаско в пешеходном туризме, мы решили попробовать себя в морском деле - семья пожилых рыбаков, рискуя своей никчемной жизнью бедняков из страны третьего мира, согласились в обмен на турецкие лиры отвезти нас на своей яхте в открытое море для осмотра прекрасного турецкого острова.
Дистанция: 18 км
Чистое время в пути: 1 час 36 минут
Третий день
Адрасан - Караез
Сегодня мы опять экспериментируем: на спутниковом Google maps обнаружили неасфальтированную дорогу между двумя населенными пунктами. Правда подстраховались - поговорили с местными жителями и они нам подтвердили возможность использовать ее для передвижения на велосипедах.
Оказалось что по дороге нам придется идти а не ехать. Во всяком случае большую часть подъёма - дорога плохого качества с камнями и булыжниками. Если на моем «найнере» с широкими колесами местами ехать было возможно то Николай на шоссейной узкой резине безнадежно увязал.
Спуск с горы к Караезу оказался гораздо лучшего качества и тут уж мы прокатились!
В единственном кафе на берегу мы нашли единственного говорящего на английском человека (он вспомнил как мы с ним общались в мае когда проезжали тут на машине), выяснили как нам сходить к маяку и сняли жилье.
Несколько километров надо проехать от поселка вдоль берега к южной оконечности мыса. Береговая линия изрезана маленьким пляжами к большей части из которых нет спуска.
Здесь надо оставить велосипеды и продолжить маршрут пешком. Это часть уже родной Ликийской тропы.
Маяк больше не функционирует. Члены семьи, управлявшие маяком в трех поколениях, оказались агентами британской, германской и японской разведок, были расчленены и утоплены в море. Теперь на фоне маяка фотографируются редко добирающиеся сюда туристы. Хотя так и хочется сделать тут бутик отель.
А вот и наш вчерашний остров - прекрасно виден от сюда.
Вернулись в поселок, взяли полотенца и отправились на пляж. На пляже стоят пять шезлонгов, на них лежат несколько европейских туристов возраста Эйфелевой башни. На лице у них написано «И что я тут, блять, делаю???»
Такого моря я давно не видел. Полоса воды в пару десятков метров вся в полиэтиленовых пакетах. Мы даже поначалу решили что где-то тут затонула баржа с полиэтиленовыми мешками для соседнего супермаркета, но позже выяснилась истина - недалеко от этого места расположены целые города теплиц. Если открыть многократно упомянутый тут уже Google maps и посмотреть на запад от Караеза то можно увидеть огромные белые пятна полиэтиленовых крыш теплиц. Так вот, куски полиэтилена надувает ветром в море, ну а дальше работают местные течения, которые аккуратно прибивают в бухту весь мусор.
Если бы не полиэтилен, то Караез был бы замечательным местом!
Вечером с балкона наблюдали как по приказу Реджепа Эрдогана спецслужбы обрабатывают население Турции отравленным газом. (в эти дни в Стамбуле в парке Гази начались известные события)
Дистанция: 12 км (Адрасан - Караез)
Чистое время в пути 1 час 30 минут
Общий пробег с учетом маяка 30 км
Четвертый день
Караез - Кекова
Сегодня второй из двух дней, когда придется покрутить педали. Встали с петухами и муэдзинами. Спасибо хозяевам - сделали нам ранний завтрак. Получили углеводы и поехали.
Первые несколько километров очень живописные - маленькие бухточки с пляжами. Видели несколько палаток на берегу а рядом запаркованные легковые машины.
Въехали в тепличный «город». Не знаю весь ассортимент того что произрастает под крышей, но ранние томаты там собирают точно - было дело, пообщались с владельцем тепличного хозяйства. А уж не помню где, я читал что даже турецкие бананы (вывезенные из Африки и названные в честь какого-то паши) были вынуждены выращивать в теплицах, поскольку внезапный зимний холод, возможный на этих широтах, сводил на нет все шансы на урожай.
Опять вышли на трассу. Едем быстро но скучно. До Финике дорога прямая как стрела. Проскакиваю город без остановки и даже не сбрасывая скорость - несколько светофоров организовали мне «зеленую волну» и только на выезде делаю фотографию и дожидаюсь Николая.
После Финике начинается довольно живописный участок - дорога идет зигзагами вдоль моря. Здесь есть два «цивилизованных» пляжа с кафе лежаками, душем и переодевалками; есть парочка «диких» мест для купания - спуск к воде и даже место на обочине для одного - двух легковых автомобилей.
Проехали Демре и за городом начался длинный тягун с видом на море.
У нас есть такая договоренность - на непонятных развилках первый ждет остальных. Если на перекрестке никто не ждет то движение или по главной или по указателям. Поднялся на горку. Наш свороток налево. На автобусной остановке решил дождаться Николая. Завязалась беседа с проходящим мимо ветераном русско-турецкой войны. Сказал куда еду, откуда, сказал что жду «аркадаша». Тут в горку поднимается Николай, поворачивает на перекрестке и даже не взгляну в мою сторону уезжает. «Это разве не твой аркадаш?» - удивленно спрашивает меня турок.
Дальше дорога идет вверх-вниз. Горы не то что бы большие но они изматывают да и уже довольно жарко.
Наконец-то мы видим Кекову. На сегодня все. Приехали.
В Кекову все едут смотреть старый Ликийский город затонувший во втором веке нашей эры. Если перебить всех туристов, то место станет очень душевным и милым. Но летом, в сезон, людей тут перебор.
Кекова удачно интегрирована в развалины: к античной стене пристроена современная, на могильном камне установлена спутниковая тарелка а древняя арка вполне подходит для защиты автомобиля от полуденного солнца.
Кекова нам нравится.
Дистанция: 80 км
Время в пути: 4 часа 36 минут
Пятый день
Кекова - Каш
Весь день не покидало ощущение будто карабкаемся на Эверест - постоянный набор высоты. К тому времени как вышли со второстепенных дорог на трассу я уже выпил два литра води и принимался за третий. Фотографировать было нечего - дорога, дорога, дорога. Машин почти нет. Никто не мешает. Местные жители радостно сигналят когда видят двух придурков карабкающихся на велосипеде с багажом в гору под палящим солнцем. Как могу поддерживаю наш имидж - машу им руками и улыбаюсь.
И внезапно мы увидели море.
И Каш как на ладони.
Дорога пошла вниз, велокомпьютер устойчиво показывал скорость 50-55 км в час.
Возможно что мы так скучно и банально и въехали бы в город, но слава Богу Николай упал. Благодаря хорошей реакции я успел достать камеру и сделать снимки первых секунд после падения.
Каш - чудесный город. Здесь, как и в Калкане, большое английское коммюнити. Это значит, что в местных питейных заведениях можно встретить кучу британских задротов с сизыми носами, которые вечерами жалуются на налоги и по привычке считают весь мир своей колонией. Зато у них можно бесплатно подхватить какой-нибудь прикольный британский акцент.
А для тех, кто не без оснований боится русских пакетных туристов, Каш будет удачной находкой. Правда, с пляжами тут не важно - лежаки ютятся на скалах береговой линии. Но зато в нескольких минутах езды от Каша можно найти отличные чистые пляжи.
От Каша рукой подать до греческого острова, куда ходят прогулочные лодки.
Каш это образец того, как мог бы выглядеть, например, Крым - не богато но чисто и аккуратно.
Дистанция: 34 км
Время в пути: 2 часа 22 минуты
Длинна всего маршрута Анталия - Каш составила 227 километров.
Здесь
карта маршрута и GPS трек.
Подводя итоги можно сказать что поездка удалась. Температура воздуха была чуть выше тридцати градусов. Конечно было жарко. Но если планировать адекватное расстояние, выезжать в пять - шесть часов утра что бы достичь следующей ночевки к 10 - 11 часам, то жару можно пережить. А вот как ехать на велосипеде по средиземноморскому побережью (особенно по горкам) в июле и августе я не знаю. Наверно надо как следует акклиматизироваться. Гораздо комфортней крутить педали в начале мая, но и море будет холодным (20-23 градуса - как повезет). А вот конец сентября - начало октября должно быть «золотым» временем - жары нет а море еще теплое.
Знание минимального турецкого приветствуется в таких местах как Караез. В остальных же курортных поселках худо-бедно все говорят по-английски.
Активное автомобильное движение (особенно много туристических автобусов) наблюдалось только на участке Анталия - Кемер. На основных дорогах по маршруту удобная асфальтированная обочина а на второстепенных машин мало и водители ведут себя довольно культурно. Не Скандинавия, конечно, но за пять дней нас никто ни разу не подрезал.