"Сивки-бурки", такси и джипы

Sep 24, 2012 14:58



И вот уже год, как мы с моим малышом "Polo" бороздим стамбульские дороги и, как мне кажется, уже можем поделиться некоторым своим опытом и наблюдениями о том, как здесь, собственно, водят и ездят.

Сразу оговорюсь, что по автобанам и большим шоссе мы почти не ездим, пока нет необходимости, а вот по улицам, небольшим улицам, маленьким улицам, улочкам - мотаемся каждый день и четко усвоили несколько правил:

Правило 1: "Водитель! Если перед тобой долмуш - объезжай его! Не можешь объехать - будь готов ко всему!"

Справка: "долмуши" (dolmuş) - маленькие автобусы, вроде московских маршруток. Выпускают и впускают пассажиров по требованию.

О! Как они это делают! Стоит человеку на улице решить, что он хочет прокатиться на долмуше и небрежно взмахнуть рукой, и долмуш, как сказочный "сивка-бурка, вещая каурка" останавливается "передо мной, как лист перед травой". В буквальном смысле слова. Не утруждая себя такими пустяками как сигнал поворотником или аварийкой. Вот просто ехал-ехал и встал как вкопанный. А кто там сзади едет - не его забота. Хорошо еще, что долмуши маленькие и достаточно потрепанные жизнью, поэтому большой скорости не развивают. И объехать их, чаще всего, не сложно.

Правило 2: "Водитель! Таксист всегда прав и вообще все знает, а ты лох на дороге!"

Такси проще сразу пропустить и вздохнуть с облегчением. Ибо, как писал Окудажава "...проворней истамбульского таксиста нету в мире никого". Святая правда! Проворнее и наглее. Но не могу не заметить, что водят они , в большинстве случаев, действительно профессионально, и, если не вступать с ними в спор - кто главнее, то всем будет хорошо.

Правило 3:"Водитель! Джип - это страшная вещь! Женщина за рулем джипа - это страшно вдвойне!"

Справка - машина в Турции вещь еще более статусная, чем в России. На машины с объемом двигателя больше 2л существует государственный налог 130% (впечатляет, правда?), то есть стоимость машины  автоматически увеличивается больше чем вдвое, как только эта самая машина въезжает на территорию Турции. Есть еще ежегодный (!) налог порядка 3000-3500 долларов. Плюс стоимость бензина - около 4.5 долларов за литр (дизель - дешевле).

Поэтому наличие джипа - говорит о многом. А уж если за рулем джипа женщина - то это абсолютно точно high class и на дороге она ведет себя как королева, султанша и великая княгиня вместе взятые. Чем весьма раздражает.

Правило 4: "Водитель-иностранец! Помни, что мигать поворотником турецкий водитель считает ниже своего достоинства".

Без комментариев. Не мигают.

Разницу водительских менталитетов в России и Турции замечательно сформулировал мой знакомый, имеющий опыт вождения в обеих странах: "В России очень много правил дорожного движения. Водитель, старающийся более-менее соблюдать правила, ждет от других водителей того же, поэтому нарушения ведут к большому количеству аварий. В Турции правил гораздо меньше и их практически не соблюдают, и не ждут этого от других. За рулем все внимательны, собраны и не расслабляются. Поэтому и аварий гораздо меньше".

автомобиль в Турции, турецкий менталитет

Previous post Next post
Up