Вождение автомобиля одно из занятий, которое доставляет мне невероятное удовольствие, а вождение автомобиля в условиях отсутствия пробок, удовольствие двойное. Поделюсь своей практикой вождения в Турции.
Впервые я села за руль в Турции в Анталии, когда мы прилетели сюда в командировку с моей подругой и коллегой Настей. Сразу же по прилету в аэропорту нас ждал автомобиль Fiat Grande Punto с автоматической коробкой, кстати, большая редкость в Турции (после долгих поисков удалось найти хороший вариант с возвратом в Бодруме и за 40 долларов в сутки с неограниченным пробегом), водитель заботливо сопроводил нас до ближайшей заправки, оформил все документы и со словами «Ну, я пошел» направился было в сторону. На наш скромный вопрос, как нам найти отель такой-то или хотя бы в какой примерно части города находится этот адрес, он сказал, что не знает и что Анталия вон в тооой (махнув рукой вправо) стороне. Ну что ж, карты в продаже на заправке тоже не оказалось. Но, на то мы и русские девушки, которые все трудности преодолевают с улыбкой. Мы смело направились в сторону Анталии, периодически на светофорах открывали окно и спрашивали, в правильном ли направление мы двигаемся. В первые минуты поразило нетерпение водителей на светофорах, стоит только желтому сигналу сменить красный, еще даже не дождавшись зеленого, сзади стоящие машины начинают отчаянно сигналить.
Совет 1. Относитесь к этому философски. Не стоит думать, что это какое-то проявление негатива конкретно к вам, просто турки - народ горячий, к тому же посигналить на светофоре, это уже своего рода ритуал (Признаюсь, со временем сама начала грешить этим…)
И вот, спустя всего каких-то 40 минут, перепутав всего-навсего 2 дороги, мы были уже в отеле. К слову о дорогах Анталии. Пробки здесь (по сравнению со Стамбулом, и уж тем более Москвой) относительно редкое явление, могут быть вызваны либо аварией, либо ремонтом дороги. Можно наблюдать пробки ночью, в оживленных и тусовочных местах, куда, почему-то все стремятся попасть на машине, и обязательно припарковаться поближе к входу. Например, в Бич парке в Кониаалты в Анталии, или на набережной в Алании в разгар дискотечно-барного угара. Дороги достаточно хорошие, а все съезды, выезды, светофоры как-то настолько грамотно спланированы, что во время движения никто никому не мешает, на светофорах успевают завернуть, не задерживая при этом движение.
При этом национальная черта вождения в Турции - езда на красны свет. Мотивировка «Ну никого же нет все равно, что ждать!» Причем грешат этим все - водители туристических автобусов, долмушей, респектабельных авто и маленьких мотороллеров. Уже спустя какое-то время я и сама оправдывала себя «Ну никого же нет», а то начинаешь себя чувствовать белой вороной, когда стоишь под красным сигналом светофора, а мимо тебя проносятся местные авто, еще (что самое забавное!!!!) недовольно сигналя тебе.
Совет 2. Привыкайте! И будьте очень бдительны! Начиная движения, несколько раз убедитесь в том, что другие участники движения уже завершили свои маневры. При этом заканчивать маневр местные жители могут не только на мигающий зеленый и желтый, но уже на долго зависший красный.
Помеху справа никто не отменял и в Турции, НО! на практике вы можете встретить просто стену непонимания на равнозначном перекрестке, причем водитель может как просто стоять и пропускать вас (хотя на самом деле главная дорога у него), или наоборот, проехать, не уступая, при этом обсигналя и ругая вас всеми словами.
Совет 3. На равнозначных перекрестках лучше лишний раз перестрахуйтесь! Помните, что здесь правило «правой руки» работает не всегда.
Итак, возвращаясь к нашему путешествию, в общей сложности за 10 дней мы проехали около 2000км. Из Анталии мы съездили несколько раз в Аланию, Кемер и Белек, а в финале из Анталии отправились в Бодрум по живописнейшей дороге вдоль моря (местами вдоль гор). По самой Анталии ездить легко и приятно, карта нам так и не пригодилась, всегда полагались на интуицию или спрашивали прохожих (уж что-то, а с этим в Турции проблем нет, каждый готов помочь, а если не знает, быстренько вовлечет в беседу еще кого-нибудь). Названия улиц есть только на основных дорогах, причем таблички с ними расположены не на домах, а посередине дороги, что, кстати, весьма, на мой взгляд, удобно.
О трассах и радарах.
Трассы в Турции очень хорошего качества, в основном двухполосные, при этом почти везде есть ограждение от встречной полосы. Движение по левому ряду - для скоростного вождения и обгона, если вы будете ехать неспешно в левом ряду, будьте готовы к тому, что вас уже издали начнут обмаргивать фарами дальнего света (впрочем, как и в России), поэтому, проявите уважение и уступите дорогу. Также удобная вещь - мигающий желтый сигнал, наподобие светофора, который предупреждает вас о приближение к светофору. За время всего пути дорожной полиции (местных гаишников) встретилось от силы 2-3 машины. Да, в Турции тоже есть радары, здесь тоже подмигивают водители встречных авто, сигнализируя об «опасности», НО! в некоторых местах вы можете увидеть табличку «Радар» (Radar, Hizli kontrol), а также электронные табло с обозначением вашей скорости, но сделано это не для сбора штрафов, а для того, чтобы предупредить водителя об опасном участке и оградить его от неприятностей. В некоторых местах есть стационарные, назовем их, «посты ГАИ», но никаких предупреждающих заранее знаков, указывающих на их существование, нет. Такие посты предназначены в первую очередь для проверки документов. Что касается скрытых радаров, то в Анталии их можно встретить по дороге в Аланию и в Кемер, стоят чаще всего в одних и тех же местах, причем сам радар находится не в полицейской машине, а в гражданской, поэтому сразу ее и не заметишь, но опытные водители уже отличают эти машины. Как мне сказали, всего их две - одна бордовая, другая серая, лично я, чаще всего вижу бордовую после Кемера, или перед Белеком.
О штрафах…
Если Вас остановили и собираются выписать штраф за скорость на основании радара, спорить или пытаться урегулировать конфликт бесполезно. Данные о вашей машине идут на центральный компьютер, поэтому, как говориться, сопротивление бесполезно. За все время пока (тьфу, тьфу, тьфу) я попала на штраф за скорость один раз, при этом я думала, что как иностранцу и девушке мне сделают какую-нибудь мега скидку, но не тут то было. Расскажу, как это было. Накануне, мы с друзьями ездили в Кеково кататься на яхточке, по дороге на полицейском посту нас остановили (не знаю, нарушили мы что-то, либо это была просто проверка документов), я открыла окно, заранее решив для себя, что лучше я не буду блистать своими знаниями турецкого языка, а закошу под туриста. Полицейский с улыбкой сказал мне «Мерхабалар», на что я с еще большей улыбкой сказала «Хелоу!» Он посмотрел на меня, на сидящих пассажиров и, не проверяя документы, сказал «Бай!» Несколько дней спустя мы возвращались из Белека в Анталью, и вроде бы и ехали не быстро, как говориться, со скоростью потока, но на въезде в Анталью нас ждал неприятный сюрприз, оказывается, где-то притаился радар, и теперь полицейские останавливали повсеместно все машины, причем т.к. машин было много, выбирали на удачу, видимо в этот день фортуна повернулась к нам кобчиком. Я решила действовать по проверенной схеме «Ай донт спик туркиш». Открываю окно, говорю «Хелоу», но, увы, в ответ я слышу не заветное "Бай!", а «Радар!». К слову сказать, все водители стояли, дожидались пока выпишут штраф, и никто никаких взяток предложить не пытался. В общем, я молча взяла штраф, причем, весьма существенный - 265 турецких лир.
Совет 4. Если вам выписали штраф, вы можете оплатить его в ближайшем отделении Зираат банка (Ziraat bank), что-то типа Сбербанка. Причем, если сделаете это в течение 15 дней, то получите скидку 30% от суммы штрафа! К слову, в Зираат банке бывают очереди, но (пока еще мной не проверено) платеж можно сделать в Интернете на страничке банка по карте, тем самым избежав очередей.
О парковках.
За все время пока ни разу не испытала трудностей с парковой ни в Анталии, ни в Алании. Конечно, в центре с местами очень туго, но, как правило, у всех хороших кафе и ресторанов есть свои парковочные места, либо есть платные парковки, в среднем около 2-3 лир за 3 часа, более чем демократично (особенно после Москвы). В Стамбуле также можно встретить большие крытые подземные парковки, например в Таксиме.
Пить или не пить, вот в чем вопрос…
По закону в Турции разрешено употреблять за рулем 800 мг пива (или 45 мг водки в эквиваленте). Конечно, многие выпивают и побольше. Во многих «движковых» районах, особенно после полуночи, полицейские могут проверить водителя на алкоголь. И тут, по правде говоря, уже не как радар, а как договоришься, по рассказам «знатоков» такса составляет от 50 до 150 турецких лир, но бывают и неприятные исключения, один мой друг лишился прав на 6 месяцев и заплатил штраф 750 лир за 2,5 (по его словам) бутылки пива (Самое комичное было то, что за несколько дней до этого мы говорили на тему алкоголя и лишения прав и он сказал, что всегда урегулировал этот вопрос максимум за 50 лир). При этом, не помогли ни таланты сейлс менеджера, ни деньги. Так что, в Турции тоже есть принципиальные и честные гаишники, а не только в Нашей Раше.
Совет 5. Лучше все-таки не злоупотреблять спиртными напитками за рулем, а то ведь русскому человеку дай волю, разреши 800 мг, так он и разгуляется, а закон все-таки для всех один, права, конечно, может быть, и не заберут, но если даже и заберут, в России можно восстановить, а вот штрафы здесь весьма ощутимые.
Про полицию.
Вообще хотелось бы отметить, что местные гаишник тут, на мой взгляд, более лояльные, чем наши, да и по кустам с радарами не прячутся, за двойную сплошную права не отбирают, за проезд на красный не штрафуют. Один раз, еще в самом начале открытия фирмы, мы ездили по регионам Турции и ехали на машине из Измира в Чешме. При этом водитель нашего авто значительно превысил скорость, да еще и был непристегнут, сначала диалог у них как-то не завязался, но минут через 10 они уже стояли и мило болтали о том о сем, при этом полицейский спросил у него, а кто с вами в машине, на что тот ответил «это гости из России, они смотрят недвижимость в Турции». На что полицейский тут же среагировал «А вооон там вот, за какой-то та деревней, сейчас строят очень хороший и перспективный проект на море, очень советую вам туда съездить». К слову, отделались мы тогда всего 10 лирами.
О пешеходах и мотоциклистах.
Пешеходам дорогу почему-то тут уступать не принято. Также будьте готовы к тому, что эти же самые пешеходы любят появляться в самых неожиданных местах.
Мотороллеров и мотоциклов в Турции пруд пруди, есть хорошие водители, а есть отчаянные (особенно малолетние), поэтому тоже не забывайте об этих участниках дорожного движения и посматривайте в зеркала, а иногда лучше и по сторонам.
О бензине и заправках.
Бензин в Турции на порядок дороже, чем в России, но чуть ниже, чем в Европе. В среднем 1 литр АИ-95 стоит 2,5 доллара США. Почти на всех заправках есть мойка, а на многих заправках (например, на BP) она бесплатная, так что пока моют машину, можете попить чайку (а как же без него в Турции). Почти на всех заправках есть небольшой супермаркет со всем необходимым.
В общем, удачи на дорогах!