Моя Конья. 1 часть.

Dec 21, 2011 17:35


Итак, я была в Конье. У суфиев. Я понимаю, что про это надо писать. Но не понимаю - как. Вчера открыла ворд, да так и оставила страницу пустой.

Но понимаю, что если сейчас не напишу, то потом будет еще сложнее.

Начну, пожалуй, сначала. Кто такой Руми? И кто он для меня?

Я узнала о Руми, когда шла с Димой Шарко sharkod в поход в Каппадокию. Я просто не знала до этого, кто это такой. Хотя я знала, кто такой Омар Хайам. Меня это теперь удивляет: в мире самый известный арабский поэт - Руми, а на территории бывшего Союза - Хайам. Оба суфии, к слову. Я думала об этом, и мои мысли свелись к тому, что Руми для советской литературы был заказан по определению, а кто такой Хайам - алкоголик и женщинопочитатель как бы. Вот его переводить и печатать неопасно и можно. Как-то так. А то, что Возлюбленная в суфизме - это Бог, а вино - божественная любовь, ну так кто об этом задумывается)).

В общем, кто такой Руми я не знала - факт.  А меж тем, 2007 год был объявлен ЮНЕСКО годом Руми, то есть в мире он человек известный)).



И вот в 2008 я попала первый раз в Конью и первый раз на могилу Руми. Я очень хорошо помню, как тогда у меня из глаз лились слезы. Я просто сидела в уголке, на полу, мимо меня проходили сотни ног туристов и паломников. И слезы текли из моих глаз. Потом я всячески пыталась объяснить себе эти слезы, и даже чего-то напридумывала, но с тех пор каждый раз, когда я оказываюсь там, на меня накатывают слезы. И я уже не ищу им объяснения, я знаю, собственно, откуда они. Такие же состояния бывают и в других местах, тех, что принято называть «местами силы».

Затем я попала в Конью в сентябре 2009, то есть через полтора года. Я все хотела туда, но раньше не все не складывалось. А тут сложилось, да сразу очевидно-невероятно. Я собиралась туда поехать с турецким давнишним другом (с которым мы друг друга зовем «my sufi friend») и девочкой знакомой, а получилось внезапно, по-нашему, по-суфийски, что я поехала не с теми, с кем собиралась, а с ново-знакомыми немцами, и не просто в Конью, а в дергу эфенди Джелалладина Дораса (Suleiman Hayati Dede, the Mawlawi Sheikh of Konya, Turkey ordered his son in 1986 to go to America to spread the Mawlawi tradition to the West. Since then, his son Postneshin Jelaleddin Loras has established and is currently the Spiritual Director and President of the Mevlevi Order of America. - выдержка из Википедии, http://en.wikipedia.org/wiki/Mevlevi_Order). Попыталась найти в википедии определение дерги - не нашла. По-нашему это община. Это дом, где живут дервиши, и куда приходят дервиши, дом, где проходят занятия и празднования.

Про дервишей, кстати, в Википедии есть заметка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%88

Мне очень сложно писать, вы меня понимаете)). На русском крайне мало материалов, те, что я встречала, редко имеют отношения к ордену Мевлеви.

А, кто ж такие Мевлеви еще надо написать)). Руми имел второе имя - Мевляна (или же Мауляна - на арабский манер). Мевлеви - это, если я правильно понимаю, прилагательное. То есть орден не Мевляны, а Мевлеви. Последователи ордена зовут себя Мевлеви.

Так вот в ордене Мевлеви есть такое понятие как «прямая передача». Я тут совершенно не сильна, и боюсь соврать. Скажу так, вокруг Мевляны образовался орден. И от Мевляны пошла прямая передача нескольким (видимо) его преемникам. То есть они получили право нести традицию дальше. И от них эта передача дошла до наших дней. Я пыталась разведать, сколько есть в наше время людей, которые получили прямую передачу, но не разузнала)). Но факт: есть лидеры общины, не имеющие такую передачу и имеющие. Имеющих, как я понимаю, может десятки, может сотни. Вообще же лидеров, конечно, значительно больше. На зикрах за те два дня, что я сейчас была, я видела точно 4 лидеров.

Так вот тогда, в сентябре 2009 я попала сразу в дергу к эфенди Джелалладину Лорасу (http://www.hayatidede.org/popups/onethroughlove.htm), который получил прямую передачу от своего отца Сулеймана Деде (интервью с Сулейманом Деде в собственном переводе я выкладывала здесь: http://my-mevlevi-way.livejournal.com/840.html). И случилось это в канун 30 сентября, день рождения Мевляны. Каждый год суфии съезжаются в Конью дважды в году: неделя перед 30 сентября и неделя перед 17 декабря (день смерти Мевляны, который он сам назвал днем свадьбы, то есть единения с Богом)

Я снова очень хорошо помню свои ощущения, когда я впервые вошла в этот дом. Было многолюдно (в дерге на праздники все время кроме местных обитателей еще и много гостей), все люди были турки, либо немцы, наверно, кто-то из американцев. Я нашла себе уголок, села там и снова слезы текли. Приходилось как-то не отсвечивать)). Меня с моими немцами расселили в гостевом доме, и последующие два дня я больше спала, чем бодрствовала. Мне лично тяжело все время находиться в таких энергиях, иногда сознание спасается тем, что просто уходит в сон. Однако, таким образом произошло мое знакомство с шейхом.

В следующий раз я приехала самостоятельно в декабре того же года, 25 декабря. Так сложилось, что я была в Турции (дети, их тогда было еще двое, были в Индии с няней, там они провели всю зиму), и таким образом я решила отметить Рождество. В Турции сложно его отметить достойно согласно случаю). Вот я и решила его отметить на свой лад. Мы созвонились с Али, который является шейху внучатым племянником и дервишем его общины, и Али пригласил меня остановиться на ночь в дерге.

К тому времени я уже знала еще про Шемса и Атеж-база. Шемс Тебризи, ближайший друг Мевляны. Иногда их называют друг другу учителями. Его могила находится в обычной мечети, туда легко попасть (особенно, если не во время намаза), и людей там обычно немного. Атмосфера там мне лично нравится гораздо больше, музей Мевляны все же похож на муравейник. Но бывать люблю и там и там.

Атеж-баз - это повар Мевляны. Его могила находится далеко от центра города, но зато недалеко от дерги. Это совершенно маленькое помещение, куда могут зайти 1-2-3 человека, больше просто не войдут. И помолиться. Там я, собственно, больше людей и не видела. Туристов туда, хвала небесам, не возят. Еще там всегда лежит соль, которую можно отсыпать и взять с собой. Как святая вода из святых источников, вот там лежит соль. Повар же.

Вот в тот приезд я побывала у всех троих: у Мевляны, у Шемса и Атеж-база.

Неспешно продвигаются мои написания. Поставлю точку пока.

суфизм, Конья

Previous post Next post
Up