Оригинал взят у
pigulin Аббатство Беллапаис - самая грустная достопримечательность на Северном Кипре, на которую очень интересно и полезно взглянуть.
Этот прекрасный и впечатляющий памятник архитектуры эпохи королевства де Лузиньянов находится в окрестностях Кирении в деревне Беллапаис, на месте монастыря, построенного крестоносцами еще в VIII веке.
Аббатство Беллапаис было основано в 1200 г. первым королем Кипра. Первоначально его обитателями были монахи-бенедектинцы, а потом из Палестины сюда перебрались августинцы. Они носили белые плащи и капюшоны, поэтому современники называли Беллапаис - "Белое аббатство". Название "Беллапаис" происходит oт французского "Аббе де ла пайке" - "монастырь епископа". Другая, более популярная версия происхождения названия Abbaye de la Belle Paix - Аббатство Прекрасного Мира.
В 1373 генуэзцы подчистую ограбили аббатство и вывезли из него все, что было возможно. От этого удара Беллапаис так никогда больше и не оправился.
При правлении венецианцев аббатство пришло в полный упадок, мораль монахов пала настолько, что они открыто жили в кельях с любовницами, некоторые даже содержали нескольких женщин. Многочисленные дети монахов заполняли двор и сад аббатства, беспрерывно затевая игры и поднимая невероятный шум. Аббатство потеряло всякий авторитет.
После завоевания острова Турцией в 1571 году, аббатство передали Кипрской православной церкви, которая мало интересовалась им, а его земли сдали в аренду. Здания опустели и начали разрушаться.
При британцах тут разместился арсенал одной из воинских частей, что предохранило аббатство от полного разрушения. Только после Второй мировой войны, когда англичане серьезно занялись изучением исторических памятников Кипра, обнаружили, что это уникальный архитектурный комплекс средневековой готики и сюда началось паломничество туристов. Что же уцелело до наших дней?
Практически без повреждений сохранилась церковь 13 в., "встроенная" в здание аббатства, где на стенах сохранились фрагменты фресковой живописи 17 в. Вот только они сильно закопчены дымом от костров, которые жгли внутри храма.
В убранстве почему-то очень много птиц.
Над птицей была вот такая надпись, но так и не смог ее перевести с греческого.
Другим уцелевшим помещением является великолепный рефекторий аббатства, также выдержанный в торжественном готическом стиле. Рефекторий - это бывшая общая столовая монахов, длиною 27 м. С небольшого балкона, которое можно разглядеть в левой части фото, дежурный монах читал молитву, и братия приступала к трапезе. Место настоятеля находилось в восточном торце зала. Англичане иногда устраивали здесь тир. На стене видны следы пуль.
Над входом в рефекторий - три герба. В центре - герб Иерусалимского королевства крестоносцев "пятикрестие". Рядом, герб рода де Лузиньянов - коронованный лев, и герб королевства Кипр - щит из четырех частей, на которых выбиты символы власти над Иерусалимом и Кипром.
В конце монастырского двора находится большое разрушенное двухэтажное здание. На первом этаже этого здания находился зал монашеских собраний, а на втором - кельи монахов и покои аббата.
Тут же на стене обнаружили крупную ящерицу и вот этот масонский знак.
Мы гуляли по аббатству во второй половине воскресного дня почти в полном одиночестве и это заметно на фотографиях. Мы бродили по залам, коридорам, галереям и читали в путеводителе его грустную историю. Это история не только войн и разрушений. Это история отступления от веры. Причем отступления тех, кто был призван ее хранить и защищать. Принято считать, что это делают монахи в монастырях. Конечно, было такое в истории, когда только там можно было спастись и сохранить веру. Но это ненормально в обычное мирное время. Христиане должны жить в миру и своей жизнью благовествовать. Именно среди них я встречал самых сильных, действенных и преданных служителей.
Меня не покидало ощущение того, аббатство многие годы никому не было нужно. Ни туркам, которые довольно терпимо относились к православным, но ненавидели католиков. Ни православным, которые тоже не пылали любовью к католикам. Аббатство разрушалось вместе с репутацией католической церкви. Заметно, что многое не просто разрушилось от времени, а было просто разбито, потому что это было не трудно сделать.
Для современных турков это, конечно, хороший источник доходов. Кроме платы за вход, надо еще заплатить за стоянку возле него. Вроде везде чисто, но мне показалось, как-то очень неухожено.
В замечательной книжке Лоуренса Дарелла "Горькие лимоны" написано, что нет дома в деревне Беллапайс, в котором бы не было камня из стен аббатства. Этот талантливый английский писатель сам жил несколько лет в этих местах и очень точно, с большим уважением и юмором написал о местных жителях. О киприотах-греках и киприотах-турках, об англичанах на острове и обо всем том, что вы никогда не прочтете даже в самом прекрасном и подробном путеводителе. Настоятельно рекомендую почитать.
Обратно мы ехали через Кирению, в которой остановились, чтобы искупаться в море перед долгой дорогой, но, к огромному удивлению, не нашли в городе ни одного пляжа. Везде был каменистый берег, а в тех местах, где можно было зайти в воду, было ужасно грязно. И только в самом центре нашли отель с собственным пирсом. Приветливо кивнув сотрудникам на рецепции, мы прошли на него и вдоволь накупались.
Кстати, россияне хоть и встречались, но очень редко. Не знаю, бывают ли экскурсии с южной части, но самостоятельно добраться совсем не сложно.
Словом, будете на Кипре - обязательно побывайте в его турецкой части. Ниже еще два отчета по этой теме