День народного единства точнее будет назвать Днём стокгольмского синдрома. В конце концов, к единству народа происходящее в России имеет не большее отношение, чем к шведскому Стокгольму, но становится яснее суть праздника: солидарность террориста и заложника, насильника и жертвы, угнетателя и угнетённого, капиталиста и пролетария, олигарха и пенсионера, продажного судьи и невиновного подсудимого.
Да, безусловно, у праздника на декларативном уровне есть определённый исторический и культурный контекст, но ведь даже при его действительном наличии и значимости (как с Днём независимости США), важно разобраться в его текущей сути, важности и необходимости. Был бы важен для США День независимости, если бы они проиграли во Второй мировой и были бы хотя бы частично оккупированы, хотя бы просто вляпались бы в репарации и какой-никакой внешний контроль? О каком народном единстве в современной России может идти речь? О единстве национальностей или классов?
Но сначала разберёмся с тем самым историческим и культурным бэкграундом. Пояснительная записка к законопроекту гласила: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и…» Дальше уже неважно, что «и»: это формулировка из какого-то школьного урока, даже не урока, а сбивчивого объяснения ленивой училки, когда детям нужно совсем уж в примитивных категориях объяснить, что было к чему и чем закончилось. И чтоб отстали: чего вам непонятно? Наши выгнали поляков. Наши хорошие, поляки плохие. Потому что. Ещё Пушкин об этом всём стихи писал. Вон как нас поляки с тех пор не любят.
Мотивировка примерно такая. Начнём с того, что именно 4 ноября (25 октября по-старому) никто ничего не освобождал, капитуляция польско-литовского гарнизона после битвы с ополчением была подписана 1 ноября. Откуда взялась другая дата? Тут немного неожиданно день единства в светском государстве был поставлен на дату православного праздника Казанской иконы Божьей Матери (а как быть евреям, мусульманам и шаманам? Им с кем кооперироваться?). Можно было бы счесть за исторический референс, если бы такая дата была официальной ранее. Но ведь не было ни такой даты, ни основания для её особенного выделения. Русско-польская война и вовсе длилась до 1618 года и при этом была категорически сложным событием. Это была война, с одной стороны, против интервентов, с другой - гражданской (среди «поляков» самих поляков чуть ли не меньшинство воевало: сплошь наёмники, да представители совершенно разных русских сословий). И вот только последний пункт, пожалуй, можно взять за аргумент для назначения праздника: кончилась гражданская (при явном участии иноземных врагов Отечества) и народ объединился. Хорошо бы так.
Но на официальном уровне сообщают что-то другое. Хотя могли бы, ведь Минин и Пожарский - безусловные герои отечественной истории, а значение этих событий для истории действительно важное. И фактически, и символически, как, например, день окончания Сталинградской битвы. Но ведь и День Победы отмечают не 2 февраля, не так ли? Так что даже если бы привязались к этому объяснению, то даты надо было двигать.
Причина этого календарного кульбита категорически проста: нужно было срочно заменить важный ноябрьский праздник, давно укоренившийся в сознании людей не просто как «красный день календаря», а как отправную точку строительства нового общества, общества прогресса и справедливости, такого, за которое воевали и в 1917, и в 1941. То есть прошла не только смысловая подмена, но и эмоциональная. Так, кстати, стокгольмский синдром и работает, сугубо на эмоциях.
И вот тут стоит поковырять смысловую суть предлагаемой к празднованию (всё ещё настырно предлагаемой) даты. Что от нас хотят? Вот что говорит верховный гарант: «Этот праздник знаменует преданность нашего народа своей стране, родной земле». Так, зашла речь о земле. Чуть дальше: «Патриотизм и любовь к Отчизне столетиями скрепляли нашу многонациональную страну». Всё правильно, перевод слова «отечество» на немецкий язык произносящий знает хорошо, то есть с матчастью знаком. Дальше: «Сегодняшний праздник, восстанавливая связь времён, пробуждает в нас чувства сопричастности к российской истории и великой культуре». То есть речь не о достижениях и успехах, вызванных объективными заслугами текущего строя и всего народа, не о безопасности и обеспеченности граждан, не о прогрессе. Всё просто. Земля. Великая. Единая. Не превыше ли она всего случаем?
А ведь у этой риторики и у этих несвежих смыслов есть совершенно чёткий внутренний механизм, уже давно описанный Димитровым: «власть финансового капитала, организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции, шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам». Параметры этого явления простые: сращивание власти и капитала, милитаризм, вождизм, антикоммунизм, корпоративизм, национализм, империализм, солидаризм.
Сращивание власти и капитала называется олигархией. Милитаризм - это участие в гонке вооружений и агрессивная риторика о каком-нибудь «ядерном пепле» (слава богу, никто ведь так не говорит). Солидаризм - это солидарность разных классов общества друг с другом. А классы сугубо технически, имманентно друг другу антагонистичны. Будь, нищеброд, солидарен с очередным долларовым миллиардером, ведь у нас с тобой общие бомбы, мы ими сообща можем жахнуть. Чуешь гордость? С национализмом внутри страны пока толком не выходит, потому что слишком много кому выяснять надо будет отношения друг с другом. А вот на каких-нибудь соседей, которые «предали», ссылаться можно без устатку. Даром что исторически - один с нами народ.
Вот примерно такой День единства. Который пришёл на смену совершенно противоположному по значению празднику: Дню Октябрьской революции, которая вообще-то постулировала отказ от эксплуатации человека человеком, всеобщее равенство, интернациональное объединение всех народов на основании общих классовых пролетарских интересов, отказ от войн, империализма и всех форм угнетения и всеобщее благо на земле.
Вместо этого: купно за едино, а едины у нас хозяева газовых недр, их сыновья, проживающие в любом на свете Монте-Карло, кроме Отечества, и «глубинный», по-сурковски, народ, 13% которого проживает ниже прожиточного минимума, вот такая радостная, праздничная тавтология.
Есть что отмечать, словом.