Про хор

Nov 26, 2014 20:37

Напишу всё-таки про хор. А то столько времени мучает эта тема уже. Может напишу и проще относиться начну что ли.

В наш приходской хор я попала совершенно случайно. Помните мультик про братьев колобков и слона, который «при звуках флейты теряет волю»? Вот и я потеряла волю при звуках произведения Dulcis Christe, которое дирижёр хора Катя и солистка Марина спели как-то на размышление после причащения. Собственно, я подошла к сестре Цветок, которая тогда отвечала за литургию, спросить, что это такое. А она послала меня к Кате, заодно спросив не хочу ли я петь в хоре. Неожиданно для себя я сказала, что хочу, ну, видимо, действительно хочу :) Надо сказать, что пришла я в библиотеку, где проходят наши репетиции, в напряжённый момент подготовки к концерту 14 сентября. Это наш престольный праздник - Воздвижения Святого Креста. Репетиций было много, напряжённо, разбираться что к чему времени не было. Поняла тогда только, что солистка Марина дополнительно ещё и хормейстер. И как потом выяснилось - это для меня проблема. Дело в том, что я не привыкла подчиняться кому попало. Я понимаю, например, подчинение дирижёру Кате или сейчас Ирине, сестре Цветок или матушке Умиления, которая сейчас руководит литургией и определяет, что мы поём на мессе. Подчиняться хормейстеру для меня тоже нормально, потому что он (она в нашем случае) реализует музыкальные идеи дирижёра с его (её в нашем случае) разрешения. Как-то зимой Катя по семейным обстоятельствам не могла с нами репетировать довольно долгое время и репетиции проводила Марина и мы даже начали учить Стабат Матер Перголези. Я, естественно, думала, что с ведома Кати. Но, когда Катя вернулась, то собрала нас на разговор, во время которого выяснилось, что ничего подобного она Марине не поручала, мало того Катя всегда запрещала Марине разучивать с хором что-то с нуля, чтобы не переделывать потом. И меня это как-то сильно напрягло. Все сидящие на сборе подтвердили, что считают дирижёром именно Катю, но продолжили подчиняться Марине. Кроме меня. Катя тем временем переехала жить в Питер и хор остался без дирижёра. Ну то есть я так думала, что без дирижёра хора не бывает и мы, пока дирижёр не найдётся, перестаём функционировать в режиме многоголосных произведений и концертов и на мессах ограничиваемся знаменитой красной книжкой с псалмами. Хористы, вроде бы, поддерживали это мнение, но на репетиции под руководством Марины всё равно ходили. Потом литургию настоятель поручил матушке Умиления, а дирижёром стала Ирина, консерваторских педагогов которой я знаю и поэтому с воодушевлением вернулась к общим репетициям. Матушка Умиления привела в хор нескольких сестёр, среди которых моя крёстная - приятный бонус. Но ничего не изменилось. Марина по-прежнему фактически управляет хором. И если матушка Умиления ещё как-то может ей противостоять, то Ирина - нет. Хор сейчас существует в двух ипостасях: поющие на мессах и поющие на мессах и концертах. Так как я всегда хотела петь именно на мессах, а концерты не люблю, да и руководит мессами матушка Умиления, которая с управленческими порывами Марины почти справляется, то именно этим участием в жизни приходского хора я решила и ограничиться. Вы не подумайте, что я считаю Марину каким-то вселенским злом. Да, она властная женщина, вырастившая одна троих детей, привыкла командовать. Но человек добрый и отзывчивый. Донор, что добавляет уважения. Но руководить хором не умеет. Не зря же дирижёров-хоровиков сначала 4 года в музучилищах учат, потом 5 года в консерватории. Не палочкой же махать 9 лет они тренируются. Человек, понимающий хоровое дело не будет, получив пожелание от сестры спеть что-то новенькое, быстро найдя это новенькое в интернете обещать исполнить его всего за две репетиции. Такой человек не может отвечать за весь хор и обещать что-то от имени всех. Дирижёр адекватно оценивает возможности своего хора и не выпустит неготовое произведение на зрителя. Тем более, что мы же поём не просто для удовольствия. Наше пение должно помогать людям молиться. Помогать, а не мешать. Я помню полные ужаса глаза одной прихожанки, которые она подняла, когда мы пытались спеть Panis angelicus во время размышления после причащения. Такого не должно было быть. Мы помешали ей.
Вот недавно 22 ноября, как раз в тот день, когда я наслаждалась последним питерским деньком, предвкушая Марию Стюарт в БДТ вечером, был у хора концерт в честь Святой Цецилии, покровительницы всех церковных музыкантов. И на следующий день получаю от Марины видео трёх номеров из этого концерта. Посмотрела их дома... Это ужасно. Такое стыдно показывать людям, как мне кажется. Сыро, слышно только Марину (у неё громкий голос и специфический тембр, который не сливается с остальными голосами. Поэтому Катя не разрешала ей петь первым сопрано, которых всегда слышнее, чем другие голоса). Возможно, на этих видео так получилось, потому что камера стояла со стороны Марины и надо бы поспрашивать тех, кто слушал концерт живьём. Но я с ужасом жду завтрашней репетиции, когда меня спросят: ну как тебе наш дебют или что-то в этом роде. Не знаю как ответить, чтобы не обидеть. Критика же должна быть конструктивной, а я не музыкант, чтобы что-то толковое сказать. Мне просто это не нравится и ноги не идут на хор, когда есть опасность остаться репетировать с Мариной.

P.S. Я, конечно, привыкла везде быть в меньшинстве, но тут у меня закрадываются сомнения: если не принимаю эту ситуацию только я и не согласна её терпеть тоже только я, может со мной что-то не так? Запись не закрываю, хотя обычно такое писала для определённой группы жж-друзей. Надеюсь на коллективный разум.

музыка, хор, католичество

Previous post Next post
Up