Питер 04-11.05.2013. Продолжение. 5.05.

May 18, 2013 14:03

День был насыщенным. Предстояли 3 мерояприятия, которые проходили 5 мая последний день. Во-первых, выставка резких автомобилей в Петропавловке. Обещали что-то из коллекции Ленфильма. На улице было лето уже прямо с утра и прогулка по крепости даже без всяких машинок была чудесной.









Да и машинки я всё же нашла, хоть и не сразу.














Потом в Малом Манеже на набережной канала Грибоедова была выставка аналоговой фотографии. http://www.manege.spb.ru/secondhall/2013/04/18/id123/ Фотографировать фотографии я не стала, но было очень интересно сравнить тот Питер, который я вижу сейчас с тем, который снимали местные фотографы на обычную плёнку в 80-90-е годы. Особенно понравились работы фотографа Владимира Никитина, который задался вопросом, почему объектив у камеры круглый, а фотографии получаются прямоугольные, своими руками сделала фотоаппарат, который выдаёт круглые фотографии.



Владимир Никитин. Квадратура круга

Круглое всегда гармоничнее прямоугольного, но прямоугольное более технологично. Именно поэтому нас окружают дома-коробки и лишь отдельные архитекторы рискуют выйти за рамки привычного - Мельников, Гауди, Корбюзье.
Объектив - круглый - это знают все, но при этом мало кто задумывается над тем, почему вокруг нас только лишь прямоугольные изображения. Ответ прост и банален - так проще. Проще и технологичнее изготавливать пленку, проще ее обрабатывать. Легче нарезать бумагу, делать рамки. Так технологичнее.
Но изображение, даваемое объективом, всегда круглое! Значит, "вырезая" из него привычный прямоугольник или квадрат, мы умышленно отказываемся от значительной его части. Многое остается вне поля нашего зрения. И так всегда! На протяжении полутора столетий существования фотографии!
Однажды увидав на матовом стекле полное изображение, даваемое объективом, я был поражен этой нерациональностью. Так родилась идея проекта "Квадратура круга".
Поначалу была собрана примитивная камера с простеньким широкоугольником и первые натюрморты, сделанные ею, понравились мне. Долго вынашивалась идея более серьезного фотоаппарата. Многое из представленного на этой выставке, сделано самодельной камерой формата 13х18 см, снабженной отличным объективом с фокусным расстоянием 50 мм.
Фотографы знают, что подобный объектив на такой формат работает как огромный широкоугольник, но, глядя на изображение, этого никогда не скажешь! Происходит невероятное - исчезают искажения, изображение становится гармоничнее, но при этом в кадр попадает все - вплоть до рук и ног фотографа, неловко расположившегося у камеры!

Можно по-разному относиться к этому эксперименту. Кто-то пройдет мимо, кто-то скажет - чудачество, ортодоксы отзовутся еще резче. Но есть для меня в этом что-то завораживающее, чем-то привлекает меня это круглое изображение. И я вновь и вновь беру в руки эту камеру и делаю снимки, которые я никогда бы не сделал другим аппаратом. Этим я спасаю от забвения какую-то часть окружающего нас мира.
Может быть, и кому-то из Вас это придется по душе.
Это очень интересно. Питер совсем особенный в этом объективе.

Потом рысью на Лиговский в Лофт-проект "Этажи". Там был Праздник шоколада. Ну я же не могла пропустить :) Художественные шоколадки можно было купить, но самые интересные я только пофоткала :)






Но самое интересное было, как водится, вечером. В сотый раз "Дом, где разбиваются сердца" в БДТ, который всё ещё квартирует в ДК Горького на Нарвской. Раз-то не первый, но этот спектакль был каким-то особенно вдохновенным. Все слова, сказанные героями Бернарда Шоу почти с чеховскими интонациями, в этот раз наполнились такими не слышанными ранее смыслами, что вызвали ассоциации с недавно пересмотренным фильмом Коянискацци, особенно когда речь пошла об доходности устройств, уничтожающих человека. Думаю, что это оттого, что 5.05.2013 по юлианскому календарю случилась Пасха, а среди актёров, участвующих в спектакле, по крайней мере для одного  - это самый главный праздник. И именно он взволновал умы и сердца зрителей (не только мои). Капитан Шотовер в исполнении Валерия Михайловича Ивченко стал гвоздём действа. Каждое его слово вызывало отклик, в том числе и вслух и кто-то даже записывал в телефон афоризмы:) Каждый жест привлекал внимание. Для меня-то это всегда так, но было очень приятно слышать в антракте подобное мнение от соседей по залу. Сначала люди удивлялись, почему в зале было полтора землекопа. Действительно, очень мало зрителей, меньше половины зала, пожалуй. Потом, причину нашли: прочитали в программке, что спектакль идёт с 2002 года и решили, что все, кто хотел, давно его посмотрели :) Дальше-больше. Во время второго антракта целая толпа ринулась к выходу. Испуганная капельдинерша спросила упавшим голосом: "вы уходите?!". "Нет",  - сказали ей, "мы за цветами" :) А недалеко от ДК и правда есть цветочный киоск, периодически радующий меня интересными букетами. В итоге на поклонах морской волк был завален цветами и это было очень радостно. Вот. Не знаю предвидится ли у народного артиста России и Украины какая-нибудь новая роль, а на этот спектакль буду приезжать по-прежнему. Один из любимых. Стоя в гардеробе потом слышала удивление зрителей, что целых 3,5 часа шёл спектакль. Люди не заметили времени! Это непривычное для зрителей последнего времени ощущение и спасибо создателям спектакля за такое чудо.

Питер, БДТ

Previous post Next post
Up