Оригинал взят у
marsian_cat в
Время женщинБольше недели никак не могла собраться и написать свои впечатления от спектакля БДТ «Время женщин». За компьютером ничего не получалось. Но как только взяла ручку и блокнот, мысли и слова стали естественными образом складываться в предложения. И неожиданно получилось… письмо.
***
Дорогие мои бабушки, Анастасия и Елена! Родные мои, любимые!
А знаете ли вы, что о вас поставили спектакль? Конечно, не впрямую о вас, но о вашей жизни в те времена, когда меня еще и в планах не было.
Главные героини этого спектакля: Евдокия, Ариадна и Гликерия также как и вы живут в Ленинграде, также как и вы в коммунальной квартире, и им, также как и вам на долю выпало немало тяжких испытаний.
Бабушка Настя, ты представляешь, они, как и ты, ходили в Никольский собор! Где-то рядом жили…
Еще в истории упоминается 6-я Советская. Не помню, правда, с чем там связан этот адрес. Но мимо моего внимания он, конечно, проскользнуть не мог. Ведь рядом, на 4-й, большую часть своей жизни прожила ты, бабушка Лена. А сколько времени я проводила у тебя! Я еще помню времена, когда у вас на кухне не было ванной. Странно звучит… Наверное, не каждый поймет. Была просто большая-большая кухня, с двумя плитами: газовой и старой, топившейся когда-то дровами. А потом часть кухни отсекли и сделали ванную комнату. В квартире героинь спектакля тоже не было ванны, только на старости лет они смогли помыться в ванной, организованной в одной из освободившихся комнат. Как вспоминает их внучка, смогли помыться «по-человечески».
Но знаешь, я совсем не помню твоих особых эмоций по поводу улучшения бытовых условий. Мне кажется, ты воспринимала это как-то спокойно, отстраненно: есть и есть, нет и нет - не столь важно. Пожалуй, вам, пережившим и войны, и голод, и потери близких, даже своих детей - такое бытовое приобретение (как и его отсутствие в предыдущие годы) не могло быть чем-то значительным. Нет - так в баню можно сходить или дома в корыте помыться. Да, я до сих пор помню твоё большое стальное корыто. Оно висело на свободной стене кухни на гвозде. Идешь мимо, постучишь по нему костяшкой пальца, и оно отзывается гулким всеобъемлющим голосом: «Бом! Бом! Бооом!» Даже мне как-то довелось принимать в нем банные процедуры…
Как всё удивительно схоже. Даже в мелочах, в реквизите, узнаешь что-то своё. По наследству мне досталась такая же Снегурочка из папье-маше, да и юла такая же где-то в кладовке хранится. Это милые-милые вещи, которые заставляют вернуться в детство и снова ощутить себя рядом с вами, почувствовать вашу нежность и тепло.
Был в спектакле момент, когда я чуть не расплакалась. Там есть сцена, когда «бабушки» в саду гуляют с «внучкой» - день весеннего равноденствия, 40-ка мучеников Севастийских. У них в руках самодельное солнце на палке и бумажные жаворонки на длинных проволоках.
Наблюдая за этой трогательной сценой, я вспомнила, как ты, бабушка Лена, к Пасхе делала из коробочного картона горку с желобом, чтобы в праздничный день играть - крашенные яички по нему скатывать.
Вот так ненавязчиво, порой в игровой форме, вы пытались передать то, благодаря чему вы были так сильны - вашу крепкую, непоколебимую веру.
Я помню, как ежевечернее ты, бабушка Настя, зажигала лампадку перед Богородицей и молилась, тихонечко, в уединении.
Вы никогда не говорили, не убеждали, что только так и надо, нет - вы просто так жили. Для вас это было также естественно, как дышать. Наверное, оттого и смогли вы пережить множество страданий и потерь и при этом остаться настоящими людьми: чуткими, внимательными, неравнодушными. Потому что дышали вы не одним только воздухом, а духом. В вас был дух, который не позволял вам сломиться в самые тяжелые минуты.
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его» - этой молитве научила меня ты, бабушка Лена, чтобы я знала, что нужно повторять, когда невыносимо страшно.
Я очень-очень рада, что появился такой спектакль. Эпиграфом к нему выбраны слова Марины Цветаевой: «Я хочу воскресить весь тот мир - чтобы все они недаром жили - и чтобы я недаром жила!». Получается, это спектакль - памятник. Памятник и вам тоже, родные. Но это не каменный истукан, молчаливо взирающий из прошлого, а памятник живой, образующий незримую связь между вами, которых уж нет, и нами, которым еще жить...
***
Некоторые считают, что спектакль этот ретроспективен и никакого отношения к сегодняшней действительности не имеет.
А по-моему как раз наоборот. Мне кажется, что назревшая потребность нашего времени - это как раз воскрешение того мира. Нет, нет - не воскрешение коммуналок, очередей, женсоветов. Некоторые вещи и в наши дни остались теми же: то, что раньше именовалось коллективным разумом, теперь называется корпоративным духом, который не менее настойчиво пытается вмешиваться в жизнь отдельно взятого человека. Сорную траву всегда вывести труднее, чем взрастить полезное растение.
Сейчас необходимо воскрешение мира внутреннего, который все быстрее и быстрее выветривается из нас. Воскрешение Веры, Надежды и Любви - мне кажется в этом главный посыл спектакля.
На мой взгляд, обстоятельства, в которых разворачивается действие спектакля - это всего лишь антураж, и главный акцент вовсе не в том, как тяжело было жить простому советскому человеку. Если бы смысл был только в этом, то это действительно были бы обыкновенные мемуары, имеющие своей целью просто рассказать, как было. Но ведь противостояние человека и системы, человека с внешним миром, с обществом происходит всегда, во все времена: происходило тогда, происходит и сейчас.
И вопрос не в том, кто кого победит, а как достойно прожить жизнь в условиях вечной борьбы и не растерять самого главного. Чтобы в жизни правили не Выгода, Подлость, Лесть, Депрессия, Истерия - тоже женского рода наименования, а Вера, Надежда и Любовь?! Вот им сейчас надо дать слово, дать им говорить во весь голос! Не делать снисходительную мину, мол, ну что-то такое есть в природе человеческой, красивое, высокое, но теперь не до того, пусть оно, красивое-высокое, пока помолчит! Именно сейчас, когда вокруг сплошная какофония голосов: визжащих, кричащих, требовательных, убаюкивающих - именно сейчас время воскрешать самое ценное, что есть в человеке! Пусть звучит слово, наполненное верой, надеждой и любовью. Время пришло. Время женщин: Веры, Надежды и Любви.
Вполне возможно, что мои мысли нисколько не совпадают с задумкой создателей спектакля. Пусть так. Но это лишь подтверждает, что спектакль удался. Он получился многогранным, многоплановым, многослойным. Каждый зритель увидит в нем что-то своё. И это прекрасно! Спасибо, БДТ!