Этот день в истории Формулы-1

Nov 22, 2024 20:42

Сегодня исполняется девяносто лет со дня рождения автогонщика, участника чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1" Джеки Преториуса.




Преториус начинал участвовать в автогоночных соревнваниях во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия с гонок на серийных автомобилях. Затем он присоединился к организованной Дугом Серруриером и Бадди Фуллером команде каскадеров Dunlop Hell Drivers, с которой выступал на различных шоу. Команда демонстрировала различные номера - ювелирное вождение, прыжки в длину и сквозь огненные преграды, постановочные аварии и многое другое. Во время выполнения одного их таких трюков Джеки получил травму спины, еле увернувшись от пролетающего автомобиля.





В начале шестидесятых годов Преториус провел несколько гонок в серии "Формула-Юниор". Во время одной из них его машина перевернулась и гонщика выбросило из кокпита, но, к счастью, обошлось без серьезных травм. Также в этот период Джеки работал гоночным механиком в гоночной команде Дуга Серруриера.



В 1964 году он выступал в различных соревнованиях на африканском континенте, в том числе южноафриканском чемпионате Формулы-1. Лучшим показанным результатом стало пятое место в South African Public Festival Trophy. Гоночный сезон 1965 года Преториус начал первого января с дебюта в чемпионате мира Формулы-1 (частная заявка), однако не смог пройти квалификацию на Гран-При ЮАР. В течение года он участвовал в различных гонках, добившись четвертого места в Coronation 100 и Royal Show Trophy.



На 1966 год Джеки подписал контракт с командой Scuderia Scribante. Выступая на болиде Lotus 21, он добился первых подиумов в своей карьере - второе место в East London’s Border 100 и два третьих в Natal Winter Trophy и Rand Spring Trophy. В следующем сезоне он продолжил выступать за эту же команду и показывал неплохие результаты.
Также Преториус участвовал в некоторых соревнованиях совместно с Серруриером на болиде Lola T70. Из четырех гонок, в которых они выходили на старт, две закончились сходом по техническим причинам. Но третью гонку они закончили на нижней ступеньке подиума, а последнюю - Roy Hesketh 3 Hours - выиграли, опередив на последних километрах дистанции Пола Хоукинса, у которого возникли технические проблемы.



В 1968 году Джеки вновь подал частную заявку на участие в Гран-При ЮАР, прошел квалификацию и даже увидел клетчатый флаг, однако не был классифицирован, поскольку проиграл победителю гонки девять кругов. Тем не менее, "формульный" сезон на внезачетных этапах чемпионата мира и этапах африканского чемпионата для Преториуса был достаточно успешным - он регулярно поднимался на подиум или финишировал сразу за призерами, а также одержал победу в дождевой гонке False Bay 100. Все это принесло ему вице-чемпионское звание африканского чемпионата. А вот в гонках спортивных автомобилей удача была не на его стороне.







Следующий год вновь оказался разочаровывающим в гонках спортивных автомобилей - Джеки и Дуг лишь один раз смогли финишировать в гонке. Но в "формульных" соревнованиях Преториус по-прежнему регулярно финишировал в первой пятерке и записал в свой актив победу на Kyalami’s Republic Day Trophy.



В 1970 году Джеки продолжил совмещать "формульные" гонки с гонками спортивных автомобилей. Наверное, самым лучшим его сезоном можно считать сезон 1971 года. Начал его Преториус с январской победы на Killarney’s Cape South Easter Trophy. Несмотря на то, что его третья попытка участия в Гран-При Формулы-1 вновь закончилась неудачно (сход после двадцати двух кругов из-за механических проблем), на этапах внутреннего чемпионата его было сложно остановить. Три третьих места, два вторых, победа на Roy Hesketh - и, несмотря на сходы в последних гонках, Преториус вновь становится обладателем вице-чемпионского звания.





В 1973 году Фрэнк Уильямс пригласил Джеки заменить травмированного Нани Галли на Гран-При ЮАР. Однако и на этот раз он вынужден был сойти с дистанции. В юэноафриканском чемпионате к своим предыдущим достижениям он добавил еще два подиума.
А вскоре после этого Преториус объявил об уходе из гонок и завершении гоночной карьеры.





спорт, история, автогонки, Ф-1, формула-1

Previous post Next post
Up