Сегодня пятидесятилетний юбилей у бразильского автогонщика, участника чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1"
Кристиано да Матта.
Путь в автогонки да Матта начинал с картинга, которым он стал заниматься с шестнадцати лет и довольно быстро добился успеха, выиграв чемпионаты в различных сериях. В 1993 году он завоевывает титул в бразильском чемпионате серии "Формула-Форд". Годом спустя Кристиано не было равных в бразильском чемпионате серии "Формула-3".
После успехов у себя на родине да Матта перебирается в Европу, где в 1995 году участвует в чемпионате
британской "Формулы-3", а на следующий сезон соревнуется в
международной серии "Формула-3000".
В 1997 году Кристиано едет в США для участия в американском чемпионате
Indy Lights и сходу стал по итогам сезона "Новичком года". Полученный опыт позволил ему годом спустя одержать семь побед в этом чемпионате, что позволило примерить чемпионскую корону.
С 1999 года да Матта соревнуется в серии
CART. В 2000 году бразилец выигрывает первую гонку в этой серии, а, перейдя на следующий год в команду
Newman/Haas Racing, получает возможность побороться за чемпионский титул, который принес команде в сезоне 2002 года.
Успех бразильца привлек к нему внимание руководителей команды
Toyota, предложивших Кристиано контракт боевого пилота на сезон 2003 года. Дебютный сезон в Больших Призах сложился для него очень неплохо. Да Матта четыре раза попадал в зачетную восьмерку (по два раза финишировав на седьмом и шестом местах), на
ГП Японии показал лучший квалификационный результат в карьере Ф-1 (третье место), а во время
ГП Великобритании даже возглавлял пелотон в течение семнадцати кругов. Более того, по итогам сезона да Матта опередил своего более опытного напарника, Оливье Паниса, на четыре очка (правда, французский пилот в три раза чаще не добирался до клетчатого флага).
Увы, следующий сезон оказался намного менее успешным. В двенадцати гонках Кристиано
лишь однажды набрал зачетные баллы. В итоге после
немецкого этапа, завершившегося для бразильца сходом с дистанции, руководство приняло решение заменить его на другого бразильского гонщика, Рикардо Зонту. Правда, сложно сказать, какой из факторов оказался весомее - низкие результаты да Матта или его открыто высказываемое недовольство неконкурентоспособным болидом.
Распрощавшись с Ф-1, Кристиано вернулся в США в чемпионат
Champ Car. За два сезона (2005 и 2006) он записал в свой актив одну победу и один подиум.
Третьего августа 2006 года во время тестовых заездов да Матта столкнулся с выбежавшим на трассу оленем. В результате аварии он получил тяжелую травму головы и провел в больнице полтора месяца. На несколько лет о гонках ему пришлось забыть и уделять все время терапии и тренировкам.
Возвращение за руль гоночной машины состоялось в 2008 году. Бразильский пилот стал участником
Rolex Sports Car Series. В 2010 году он провел сезон в бразильском чемпионате
Formula Truck, а в 2011 году участвовал в чемпионате
ALMS.
По завершении гоночной карьеры вовлечен в семейный бизнес семьи да Матта.