А им все неймется ...

Jul 13, 2023 19:17

Неймется министерству образования и науки Украины, лично относительно свежеиспеченному министру образования, а также руководству более высокого уровня.

Ведь только так можно объяснить тот факт, что в очередной раз они хотят загнать всех в стойло усадить учащихся за парты, иными словами вернуться от дистанционного образования, которое превалирует на данный момент, к обычному очному.
И письмо этого самого министерства № 1/10142-33 от 11 июля 2023 года к руководителям учреждений образования относительно организации учебного процесса в следующем учебном году это только подтверждает.


Основной его посыл (если не обращать внимание на слово рекомендуем) - вернуть всех в аудитории.
Да, приказывать не могут, поскольку законодательством установлены принципы автономии и самоуправления для образовательных учреждений, но рекомендовать могут (а иначе отключим газ срежем финансирование).

Складывается впечатление (причем уже достаточно давно складывается), что все эти руководящие работники живут в каком-то своем отдельном мирке, где все спокойно, война закончилась, обстрелов нет. И до идеальной картины им не хватает только увидеть, как поутру студенты и школьники идут на занятия, а днем перемещаются между корпусами/аудиториями.

Проблем при реализации аудиторного обучения в текущих условиях возникает очень много.
В самом письме, конечно же, мельком упомянута только одна из них. Правда, самая важная. Но, естественно, без особой конкретики. Это проблема безопасности как учащихся, так и преподавательского состава.
Решение проблемы там, наверху видят в том, чтобы оборудовать существующие укрытия (заметьте, укрытия, а не убежища!!) для проведения в них занятий во время воздушных тревог.
"Слишком далеки они от народа" (С)

При этом ни слова о других проблемах, решение которых ложится на руководителей образовательных учреждений.
У меня, к примеру сразу же возникают два следующих вопроса.

Первый - что с учителями/преподавателями, которые выехали после начала войны в безопасное место за пределы Украины? Ведь для аудиторного обучения они должны быть на своих местах.
Хотя для руководства, возможно, это не проблема. Способ ее решения они знают с давних времен. Его уже применяли прошлым летом в киевском транспортном институте, а "звоночки" о подобном были уже сейчас и у нас. Все банально и просто - человек либо возвращается, либо увольняется (правда, традиционно "перед законом все равны, но некоторые ровнее").

Второй - что с учениками/студентами? Ведь не секрет, что многие из них тоже выезжали в прошлом году в безопасные места. И вряд ли, к примеру, студент столичного вуза, живущий где-то на Западной Украине, там, куда "докатываются" тревоги, но нет прилетов, захочет на время учебы вернуться опять в Киев, который и сейчас регулярно под обстрелами (а прогнозировать, что будет с сентября, когда станет известно о начале аудиторных занятий, и куда будут направляться ракеты/"шахиды", невозможно). Тем более вряд ли захочет вернуться обратно на Украину тот, кто выехал за рубеж.
То есть есть высокий риск потерять часть контингента учащихся, причем (если не подводит память), то в прошлом году приводились цифры порядка 30-40 процентов по КПИ. Возможно, в этом году цифры будут немного ниже, но проблема все равно остается. И ее решение в приказном порядке (т.е. отчислить всех тех, кто не приехал и не приступил к учебе) может только еще больше убедить их в том, что пора сместить фокус с украинских на зарубежные вузы.

И напоследок - немного о том, чем же руководствовались в министерстве, рассылая упомянутое письмо?
Ответ содержится в самом письме.

Разом з тим, вимушений перехід закладів освіти на провадження освітнього процесу в дистанційному форматі, спричинений спочатку епідемією COVID-19, а потім і збройною агресією російської федерації, в кінцевому результаті призвів до незаперечного зниження якості освіти, пов'язаного з відсутністю ефективного зворотного зв'язку з викладачами, великим обсягом домашніх завдань, технічними проблемами, недостатнім забезпеченням здобувачів освіти та науково-педагогічних працівників комп'ютерною технікою, браком спілкування, відсутністю здобуття дієвого практичного досвіду тощо.

Что, простите? То есть уровень качества образования понизился именно из-за перехода на дистанционный режим, а не в силу упомянутых факторов? А возвращение к аудиторному режиму сразу поднимет качество образования на новую, ранее недостижимую высоту?
Ну-ну.

Хотя все как обычно - борются не с причинами, а со следствиями. Ведь большой объем домашних заданий останется и при аудиторных занятиях. Также как не будут решены различные технические проблемы, более того - к ним добавятся еще новые.
При этом, конечно же, ни слова об отсутствии мотивации у текущих и будущих студентов, низком уровне отдельных преподавателей и прочих наиболе важных факторах.

Ведь те, кто хотел учится - смогли это сделать и при дистанционном формате. Более того, такой формат обучения позволяет достичь даже большего (конечно, при наличии желания у обучаемого). Ведь именно его заинтересованность и должна приводить к результату. А с другой стороны баррикад должны научиться не убивать такую заинтересованность в зародыше. Тогда все останутся довольны.

В общем, остается только надеяться, что в КПИ все-таки сделают правильный выбор (с моей точки зрения - в пользу полного дистанционного процесса, а не полностью очного либо смешанного).
Узнаем об этом меньше чем через месяц.

кпи, учеба, размышления

Previous post Next post
Up