С новым годом, или Что-то пошло не так ...

Sep 02, 2020 16:12

Как я уже говорил ранее, новый учебный год уже начался (в дистанционном режиме), но пока только для второго, третьего, четвертого и шестого курсов.
Что же касается первого и пятого, ой, простите, первых курсов бакалаврата и магистратуры, то в связи с вызванным коронавирусом карантином были сдвинуты сроки проведения вступительных экзаменов и подачи документов. Буквально на днях приемные комиссии сформировали списки рекомендованных и сейчас занимаются приемом оригиналов документов. А учебный процесс для первокурсников обоих образовательных уровней начнется с двадцать первого сентября.


Один из традиционных летних постов у меня всегда был посвящен поступлению в магистратуру. В этом году традиция нарушилась по одной простой причине - я впервые за последние тринадцать лет не имел никакого отношения к приему вступительного экзамена по специальности. У нас наконец то решили применить ротацию, так что прошлым летом я передал дела своим последователям и в 2020 году не следил за процессом поступления от слова "совсем". Лишь недавно решил посмотреть на списки рекомендованных к зачислению - и был слегка ошарашен.

Во-первых, контингентом поступающих студентовг.

За несколько последних лет уже успел привыкнуть к тому, что какая-то часть из получивших диплом бакалаврата не идет к нам в магистратуру. Но в этом году наблюдался полный провал. Из сорока девяти поступающих было двадцать три внешних (т.е. закончивших не нашу кафедру), почти половина. И получается, что где-то процентов шестьдесят (точно считать особого смысла не вижу) наших выпускников 2020 года от нас по разным причинам ушли. Жаль, поскольку среди них было много тех, с кем можно было бы интересно и плодотворно работать в магистратуре. Но это их выбор, осуждать никого не будем, хотя задуматься стоит - видимо, "что-то не так в датском королевстве" (С).

Во-вторых, количеством "нулевых" результатов.

Таких оказалось одиннадцать, т.е. немногим меньше четверти сдававших экзамен по специальности. Возможно, эта цифра поразила бы меня меньше, если бы ноль баллов за экзамен получили те, кто пришел к нам "извне". В этом случае можно все списать на то, что программа специальности, по которой они отучились на бакалаврате, отличается от нашей, и предложенные задания им действительно не под силу.
Но когда нули получают наши студенты - я даже не знаю, что тут можно сказать. Не готовились? Не хотели поступать и сдавали экзамен просто для галочки? Другие варианты?

Ну и в-третьих, самими результатами.

Никоим образом не хочу разбрасываться упреками, но сложилось впечатление, что во время экзамена не особо следили за тем, чтобы студенты не пользовались несанкционированными источниками знаний. Почему, спросите вы? Да все просто. Когда из "наших" студентов максимальную оценку в двести баллов (да, как оказалось, вновь поменяли правила игры по оцениванию работ - в который уже раз) получает тот, кого неоднократно за время учебы ловили на списывании - что тут можно сказать, кроме цитаты из киноклассики "меня терзают смутные сомнения" (С)? Да и достаточно высокие баллы у многих студентов, зарекомендовавших себя приверженцами "темных" методов, навевают сомнения в их честном отношении к экзамену. Цель оправдывает средства?

Да, и еще один показательный (с моей точки зрения) момент. Среди десяти первых студентов в рейтинговом списке рекомендованных к зачислению на программу подготовки научных магистров (на минуточку, строго формально - будущих светил науки и научно-педагогических работников) у пятерых средний балл диплома бакалавра меньше четырех. Мне кажется, что в этом случае научная магистратура становится больше похожей на другое заведение развлекательного плана, которое можно назвать односложным словом.
Но посмотрим. Учебный год покажет - а вдруг мои рассуждения были ошибочны?

учеба, поступление, фпм, магистры, институт, размышления, работа

Previous post Next post
Up