За пару последних недель появились некоторые мысли и размышления о студентах, их отношению к учебе и преподавателям, которые хочется вынести на всеобщее обсуждение.
Постараюсь не растекаться мыслью по древу, ибо время достаточно позднее, а завтра на работу с самого утра.
1. Не корысти ради, а вследствие сложившихся обстоятельств (заменяя отсутствующего коллегу) в этом учебном семестре читаю курс под названием "Забезпечення якості ПЗ" (аббревиатура названия курса радует - ЗЯПЗ), представляющий собой теоретические и практические основы по тестированию программного обеспечения.
Поскольку в этой области я больше теоретик, чем практик, то попросил придти на лекцию нашу выпускницу, которая уже достаточно давно работает тестировщиком в крупных украинских софтверных компаниях. Анонсируя ее приход, предложил студентам написать заранее те вопросы, ответы на которые им хотелось бы услышать. Казалось бы, вот та возможность узнать все то, что интересует, понять, стоит ли углубляться в изучение этого направления или нет. Но это в сферическом вакууме идеальном мире.
Что имеем в реальности? Из потока в шестьдесят с лишним человек вопросы были присланы только от одного. Одного, Карл!!! И по этим вопросам видно, что задающего их действительно интересует возможная работа тестировщиком.
А что же остальные? Уже все нашли работу? Да еще и по специальности? Как говорил один из героев известного советского фильма, меня терзают смутные сомнения.
2. Вновь о тестировании. За прочитанные лекции заметил печальную тенденцию. Многие из тех, кто до нее вообще смог дойти, стараются сесть на парты, по возможности удаленные от лекторской трибуны, чтобы заняться своими делами (втыкать в телефон/планшет, читать, разговарить, выполнять задания по другим предметам и т.п.). Как я понимаю, если бы не было "наказания рублем" (в смысле выписывания штрафных баллов) за злостное непосещение занятий, то в аудитории осталось бы человек 10-15 в лучшем случае.
Можно было бы списать это на неинтересность дисциплины. Однако аналогичная ситуация (с теми же студентами) и по другим предметам (как компьютерным, так и математическим).
3. Рост популярности социальных сетей привел к тому, что для многих представителей молодого поколения они превратились в одну из основных форм общения. Очень часто свое недовольство текущей системой образования, качеством преподавания и отдельными преподавателями студенты выплескивают в различных пабликах, связанных с жизнью своего учебного заведения (о категоричности таких высказываний промолчу - порою они напоминают анекдот о двух мнениях).
Конечно, на многие мнения, которые подкрепляются аргументами, нельзя ничего возразить. Я не считаю, что у нас в сфере обучения все хорошо (и неоднократно об этом уже писал, но ссылки сейчас искать не хочется, так что листайте по тегам). Однако порою очень удивительно слышать критику неидеальности/некомпетентности/устарелости преподавателя/кафедры/факультета/университета от тех представителей студентчества, которые сами относятся к учебе более, чем халтурно. Тем более, что во многих случаях те, кто критикует и требует выполнения своего права на получение качественного образования, забывает почему-то, что, помимо прав, у студента есть и обязанности. И эти обязанности хочешь, не хочешь, но надо тоже выполнять.
4. И, наверное, последнее на текущий момент.
На фоне очередных выборов (нет, не городских :), а главы студентческого совета факультета) задумался о следующем. Со стороны складывается впечатление, что СтудСовет, по большей части, занимается деятельностью, которая обычно не связана с учебным процессом. По крайней мере, если я пытаюсь вспомнить основные проведенные ими в прошлом мероприятия, то в первую очередь приходят на ум только различные развлекательные действа - "Мисс/Мистер ФПМ", "День первокурсника" и т.п.
И очень сложно вспомнить хотя бы пару организованных мероприятий, которые бы стимулировали интерес к учебе, или, по крайней мере, напоминали бы регулярно о ней :)
Возможно, я не прав, и СтудСовет не должен таким заниматься вообще? Или же они делают что-то в этом направлении, просто большинство не в курсе?