"Сказка об эозине", Андор Габор. Журнал «Смена» №15, 30 мая 1931 года.

Apr 16, 2011 14:55



Статья "Сказка об эозине", Андор Габор.
Цитата по: Журнал «Смена» №15, 30 мая 1931 года, страница 4.
Источник (скачать журнал полностью): http://journal-club.ru/?q=node/4892

1. Фото статьи.



2. Распечатка текста статьи.

"
Сказка об эозине
Андор Габор

Эозин - чудесное греческое слово, изобретенное восторженными учеными. «Эос» по-гречески значит - утренняя заря, а эозин - искусственная краска, светлая, сверкающая, как утренняя заря.

Когда слышишь это слово, невольно возникает перед тобой восточный горизонт, лиловые облака, края которых окрашены пурпуром восходящего солнца.

Эозин мог бы быть цветом и символом революции.

Эозин мог бы и должен был бы...

Стой, фантазия, стой. Долой, поэзия, долой.

В капиталистическом мире, где я дышу, эозин нечто совсем другое.

Говоря просто и трезво, эозин - анилиновая краска, при помощи которой в Германии «эозинируют» рожь, т. е. красят ее в красный цвет.

Для чего красят рожь?
 
Красный - нервирующий, революционный цвет, воспрещенный в капиталистических странах. И все-таки рожь красят в красный цвет.

Официальное объяснение гласит:

«Для того, чтобы люди не могли употреблять рожь в пищу».

В каждой газете можешь прочесть непонятную телеграмму:

«Министерство народного питания предписывает эозинировать 750 тысяч тонн ржи для применения ее в качестве корма для скота».

Что означает эта телеграмма рядом с другими фантастическими телеграммами, которые сообщают, что «несмотря на сезонное оживление рабочего рынка труда», число германских безработных превышает четыре с половиной миллиона и буржуазные статистики предсказывают, что армия безработных в предстоящую зиму дойдет до шести миллионов?

В прошлую зиму было пять миллионов безработных, в будущую их будет шесть. В прошлом году эозинировали 400 тысяч тонн ржи, для будущего года эозинируют вдвое больше.

Что это за министерство народного питания, которое заботится о том, чтобы рожь ели не люди, а свиньи? Потому что, оказывается, эозинированную рожь направляют для нужд сельского хозяйства и применяют в качестве корма для свиней.

Что же это за министерство народного питания, которое откармливает свиней и заставляет народ голодать?

За этой эозинированной рожью, которую окрашивают в ярко-красный цвет для того, чтобы она сияла как утренняя заря, и чтобы люди не могли ее употреблять в пищу (эозин имеет невыносимый для людей привкус), за этим безмерным свинством корма свиней драгоценными злаками кроется тайна капиталистической системы. Тайна, которую не держат втайне, о которой громко возвещают в официальных сообщениях, в уверенности, что голодающие, у которых отнимают рожь, не вздумают бунтоваться. Если же они взбунтуются, то их можно живо обуздать при помощи револьверов и резиновых дубинок.

Я расскажу вам тайну эозинированной ржи, от которой волосы встают дыбом.

Германское сельское хозяйство взращивает больше ржи, чем пшеницы. Это находится в зависимости от климата и почвы. Между тем, в Германии потребляется больше пшеницы, чем ржи. В Германии рожь и при нормальных условиях должна была бы быть дешевой, так как предложение превышает спрос.

Со времени мирового кризиса удешевлению германских цен на рожь способствуют еще следующие факторы.

Вследствие безработицы в Германии потребление хлеба уменьшилось на одну треть. Уменьшение потребления хлеба касается тех слоев населения (промышленного пролетариата, сельскохозяйственных рабочих, мелких крестьян), которые потребляют не пшеничный хлеб, а ржаной. Благодаря этому рожь должна была еще подешеветь.

И еще больше она должна была подешеветь из-за конкуренции мирового рынка, где цены на рожь уменьшились больше, чем вдвое.

Если бы все шло правильным путем, то рожь в Германии должна была бы быть дешевле, чем во всем мире.

Но не все идет правильным путем.

Как раз наоборот: в Германии держится самая высокая в мире цена на рожь, и все-таки рожь пожирают свиньи.

Несколько лет тому назад, когда в Германии был еще только аграрный, а не ощутительный промышленный кризис, хлеботорговцы хотели поднять цену на рожь при помощи широкого пропагандирования ржи. Они хотели, чтобы потреблялся главным образом ржаной хлеб. Т. е. они хотели убедить состоятельных людей в Германии, людей, принадлежащих к капиталистическому и среднему классу, что для них здоровее потреблять ржаной хлеб.

Всюду красовались патриотические плакаты:

- Немцы, ешьте немецкий хлеб.

Но потребителей пшеничного хлеба эти патриотические плакаты мало смущали. Известно, что имущие предоставляют все патриотические обязанности и жертвы неимущим. А последних этот вопрос не волновал, они и без того ели ржаной хлеб.

Тогда выступил на сцену принцип авторитета.

Был сфотографирован старый, пышущий здоровьем Гинденбург, под портретом красовалась собственноручная подпись этого национального героя:

- Я всегда ел ржаной хлеб.

Высший носитель власти в капиталистическом государстве должен стоять и во главе рекламы. Так принято, ведь капитализм - торговое предприятие.

Реклама означала:

- Только благодаря ржаному хлебу я достиг библейского возраста. Только благодаря ржаному хлебу я стал великим полководцем, который не только выиграл сражение под Танненбергом, но выиграл бы и мировую войну, если бы этому не помешали второстепенные обстоятельства. Только благодаря ржаному хлебу я был непоколебимой опорой моего кайзера и только благодаря тому же ржаному хлебу я стал кайзером республики, вернее говоря, президентом социал-демократически-фашистского акционерного общества, имеющего вывеску республики.

(Если бы его величество Вильгельм II тоже ел ржаной хлеб, он бы еще, может быть, сидел в Берлине на троне и не прозябал бы в Голландии в качестве безработного).

Но пропаганда ржи ни к чему не привела.

Ни германское происхождение ржаного хлеба, ни его признание Гинденбургом не могли увеличить потребление ржи. Тем более, что за это время усилилась безработица и едоки ржаного хлеба, несмотря на хороший пример Гинденбурга, были вынуждены уменьшить его потребление, хотя охотнее его удвоили бы, так как мясо и другие предметы питания им были не по карману.

Тогда германское правительство - сначала социал-демократическое при поддержке буржуазных партий, потом буржуазное правительство при поддержке социал-демократической партии - перешло к более серьезным мероприятиям.

Пошлина на рожь была настолько повышена, что размер пошлины, падающий на двойной центнер ржи, превышал цену самой ржи. Таким образом, целиком была исключена конкуренция мирового рынка.

Можно было «регулировать» цену на рожь внутри страны. Но и это оказалось непросто. Потому что оказалось много ржи и мало - потребителей, имеющих возможность платить за нее. Как мы знаем, при капитализме вопрос идет не о спросе вообще, а специально о потребителях, имеющих возможность платить. Рожь взращивается не для того, чтобы люди могли ее есть, рожь взращивается для того, чтобы ее можно было продать с прибылью.

Но прибыль была в опасности.

Растущее предложение и уменьшающийся спрос понижали цену на рожь.

Крупные земледельцы и кулаки северной Германии продолжали культивировать рожь. Благодаря этому росло предложение. С другой стороны промышленность, переживая кризис, давала все большее число безработных. Благодаря этому понижался спрос.

Тогда правительство решило начать действовать для поддержки ржи. То же правительство, которое все больше ограничивало пособия безработным, все усиливало поддержку ржи. То же правительство, которое вычеркивает из бюджета государства сотни миллионов, потому что они «непродуктивно обременяют бюджет» (они ведь предназначены только для пролетариев, не имеющих хлеба), включило сотни миллионов в тот же бюджет для покупки ржи.

Правительство считало сельское хозяйство нуждающимся в поддержке, потому что оно имело слишком много ржи, а не безработных рабочих, которые имели ее слишком мало.

Когда правительство решило закупить рожь, коммунисты предложили распределить эту рожь между безработными, чтобы они имели хоть вдоволь хлеба.

Насмешливый смех был ответом буржуазного парламента (в котором сидело свыше ста социал-демократов и ста национал-социалистов, стремящихся осчастливить народ по рецепту Гитлера).

Не такова была цель закупки ржи. Цель была именно обратная. Цель заключалась в том, чтобы голодным было предоставлено меньше ржи на «свободном рынке». Если есть мало ржи, можно повысить цену на рожь и на хлеб, как это теперь и происходит в той Германии, где четыре с половиной миллиона безработных.

Правительство, закупившее рожь, выкрасило ее эозином и продало вдвое дешевле для нужд сельского хозяйства, как корм для свиней.

Свиньи пожирают рожь, закупленную при помощи налогов на работающих рабочих, для того, чтобы отнять ее у безработных рабочих. А свиньи, которых кормят этой рожью, пожираются их владельцами. Где же германскому рабочему достать столько денег, чтобы покупать свинину?!

Такова сказка об эозине, чудесной краске цвета утренней зари.

Только по-гречески эозин означает цвет восходящего солнца. По-немецки это значит - землисто-серый, болезненный цвет лица голодающих мужчин, женщин, молодежи, детей.

Капиталистическое общество все еще нуждается в свиньях. Свиньи - ходкий товар, большей частью гораздо более ходкий, чем рабочие. Несмотря на аграрный кризис, в Германии нет пяти миллионов свиней, которых нельзя было бы продать. Но вследствие промышленного кризиса есть пять миллионов рабочих, которых нельзя продать. Поэтому курс на свинью выше, чем на человека, на рабочего. И это будет так, пока утренняя заря на восточном небе Запада окрасится не эозином, а кровью.
"
Previous post Next post
Up