Увидела сегодня в новостях заголовок: "DAX по-прежнему придерживается зигзагообразного курса". Во-первых, возник вопрос, видели ли эти люди долгосрочную кривую DAX'а - а что, до нынешних зигзагов он всегда был целеустремленно плавным? Во-вторых, это безумно точное описание экспортной политики Газпрома. Я после ряда новостей все каждый раз хотела написать на эту тему, такое оно вкусное было (
из последнего), но думаю, что и в будущем наши чудесные государственно-газовые соотечественники никому скучать не дадут.
Итак, год назад мы жали ручки с Австрией и говорили, что Южному потоку быть, несмотря ни на что и ни на кого. В декабре развернулись на сто восемьдесят и прикрыли лавочку насовсем. Попутно объявили китайцев лучшими друзьями, но впоследствии оказалось, что те почему-то не хотят по дружбе осыпать нас деньгами и ссориться со Штатами. Тогда пришлось изменить Китаю с Турцией. Турки проявили как страсть, так и прижимистость наравне со стремлением жить на несколько домов, и тут совершенно неожиданно всплыл факт армянского геноцида. Поэтому было решено поддержать православных греческих братьев, которых так вовремя гнобят в мелочном Евросоюзе, зачем-то хотящем свои миллиарды обратно и не дающем безвоздмездно еще. Но нехорошие люди при этом уважили результаты греческого референдума, в отличие от крымского, хотя те-то напрямую бьют по их пухлым еврокарманам. И в результате - мы расширяем Северный поток! Да, нам не дают на 100% использовать немецкое продолжение и уже проложенной ветки, но прошу заметить, что новость на 200% вписывается в логику происходящего, ибо это не Оруэлл - это Пелевин.
Еще немного волшебства из газет Солнечного города:
- Некоторые незавуалированные намеки в российской прессе, что в связи с окончанием транзитного договора с Украиной пусть сама Европа возьмет и озаботится путями доставки русского газа, а Газпром больше палец о палец не ударит. Это было так невыразимо прекрасно, что даже не попало в немецкие источники новостей энергетики. Евросоюз мыслит немного более долгосрочными категориями, для развития энергосетей регулярно обновляется Ten-Year Network Development Plan (TYNDP). Повторюсь, что Еврокомиссия одобрила финансирование только тех инфраструктурных проектов, которые не связаны с поставками газа из России. Решение, однако, было принято не потому, что с этими они сейчас в десна целуются, а те на них три раза косо посмотрели (и в следующем месяце газопровод планируется в новой стране, а еще через полгода - в третьей...). Все - все! - проекты были представлены к рассмотрению в виде огромной кипы документов с оценкой спроса, рентабельности и тому подобного, так что у принимающих решение было более чем достаточно объективного материала для этого. А потом и банки надо убеждать подключиться к финансированию, поскольку денег Еврокомиссии хватит не на все и не на всех, и не у каждого оператора сетей завалялась сотня-другая миллионов евро, которые ну абсолютно некуда девать, и почему бы не построить газопровод во-он в той вот чудесной стране с мягким климатом?
- Кстати, о том, как Евросоюз пострадает от отсутствия газового транзита через Украину с 2020 года (если дать слово самому потенциальному страдальцу): "Не особенно сильно". И тоже не с кондачка, они не первый день над этим размышляют. В прошлом году, а конкретно 21 марта Совет министров ЕС поручил энергетикам подготовить анализ для возможного сокращения зависимости от России. 28 мая Гюнтер Эттингер представил доклад, излагающий на 25 страницах вероятную стратегию энергетической безопасности и предложил стресс-тест для всех европейских стран, дабы оценить последствия перерыва снабжения в зимний период, и 16 октября результаты стресс-теста были опубликованы. А вот еще из февральского выпуска отраслевого журнала (этого года, большая такая статья с нагляднам анализом импорта в ключевых пограничных точках) на ту же тему, я только вывод переведу: "Потеря украинского транзита не представляет собой угрозы для безопасного энергоснабжения Германии. Некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Европы (например, Болгария и Румыния) могут пострадать от существенного дефицита газа, потому что физически невозможно пустить необходимые объемы в обход. Ценовые скачки в Германии в случае перерыва транзита также неоправданы с фундаментальной точки зрения. Россия удовлетворяет около четверти европейского спроса на газ. Если же на несколько месяцев она вообще полностью прервет транспортировку, тогда и в Германии не получится это скомпенсировать". В самой статье еще говорилось о том, что Россия вряд ли перекроет кран полностью, потому что санкции, динамика курса рубля и общее состояние экономики вряд ли мотивируют страну полностью отказаться от экспортных доходов. Я, к слову, не питаю иллюзий по поводу того, как собираются данные такими вот аналитиками за деньги и брюссельскими бюрократами: "Мы все просуммируем, потом накинем два-три процента и встроим регрессию" - это дословная цитата, из непубличных источников, разумеется. Но главное не то, что Европа, исходя из абсолютно достоверных данных, не справится без украинского транзита, а в том, что она давно об этом думает и теперь уже твердо уверена, что плюс-минус справится, так что решать проблему транзита за Газпром не будет точно.
- Еврокомиссия недавно таки завершила антимонопольное расследование и предъявила
претензии Газпрому - они аналогичны украинским: у Газпрома несправедливые (читай: нерыночные) цены на внешнем рынке. Забавно, что как такового рынка газпромовского газа при этом не существует - так о каких конкретно ценах речь? И почему Еврокомиссия не предъявляет претензии ОПЕКу, у него тоже цены на нефть нерыночные, да еще и картельный сговор на лицо. Себестоимость-то добычи минимальная, а основная нагрузка заключается в финансируемой таким образом социальной составляющей - что, простите, конкретно здесь от рынка? Самое смешное, что в ответ кто-то из наших заявил, что это Еврокомиссия виновата в прошлогоднем обвале рубля - видимо, тоже посчитал, что для нее повлиять на ОПЕК - раз плюнуть и два растереть.
Короче, я правда очень хорошо себе представляю, что и немецкое, и любое другое правительство много чего несуразного творит. Только вот когда кивают на Запад, мол, а у них-то что, лучше что ли, хочется задать извечный родительский вопрос: "А ЕСЛИ ЗАПАДНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БУДУТ БЕЗ ПАРАШЮТА НА СКОРОСТЬ С ВЫСОТОК ПРЫГАТЬ, НАШЕ ТОЖЕ ДЛЯ КОНКУРСА НА КРЫШЕ МИДА В ОЧЕРЕДЬ ВЫСТРОИТСЯ?"
P.S. А вот пока я искала ссылки на эти новости, нашла одну, которая две недели назад прошла мимо меня, а сейчас вызвала просто восторженный писк:
"Украина хочет получить от Газпрома коды для виртуального реверса". Теперь я в курсе, как называются shipper codes по-русски (немцы, между прочим, так и используют английское словосочетание). Только это вовсе не как бы штрихкоды, отнюдь! Это цифро-буквенные идентификационные обозначения, обязательно парные, для согласования (т.н. matching, и меня совершенно не удивит, если на русский это слово переводят, если вообще переводят, как "мэтчинг") и только во вторую очередь установления принадлежности неких приблизительных объемов газа, перекачиваемых в магистральную газотранспортную сеть соседней страны (ну или же в газохранилище или из него). И в силу их использования операторы сетей по обе стороны границы в курсе этих обозначений. Так дело даже не в том, что если венгры в принципе согласны на виртуальный реверс, что бы им-то их Киеву и не предоставить, а в том, что конкретно газпромовские обозначения Нафтогазу вообще не нужны, вполне достаточно договориться о собственных с венгерскими трейдерами, ну а они-то в курсе, сколько конкретно газа им от Газпрома приходят. В общем, мне надо будет завтра не забыть поделиться этим информационным поводом на работе - здоровый смех еще никому не вредил
P.P.S.
Поделилась и получила в ответ недоуменные взгляды и рекомендацию даже и не пытаться вникать в некоторые новости - мозг целее будет. А на перевод сообщения о том, что якобы только с кодами возможен реверс и что их разглашение нарушит условия транспортного контракта, люди, работающие с этими кодами на регулярной основе, вообще покрутили пальцем у виска. Погуглила сейчас еще, что про "шипер-коды" в рунете пишут, и выпала в осадок от абзаца, цитируемого везде и вокруг:
За термином «шипер-код» стоит достаточно сложный технологический процесс. Фактически это своего рода штрих-код, который используется в газовых операциях между операторами ГТС и владельцами газа, однако он позволяет изменить точку передачи газа, чего и добивается Украина. Власти страны хотят переместить точку передачи российского газа европейским потребителям с западной границы на восточную.
Что-о-о? Что-о-о? Вот вообще ничего непонятно. Вряд ли человек, который это изначально сочинил, абсолютно ничего не смыслит в европейских ГТС, услышал пару терминов и попытался изобразить из них что-то заумно-связное, хоть и из области фантастики - возможно, у него просто была в этот момент температура, трое маленьких детей орали прямо в уши, требуя немедленного внимания, а сроки сдачи материала горели. Мне очень хочется получить объяснение этого "сложного технологического процесса", ну и в особенности - как же именно с помощью shipper codes можно просто так взять и изменить точку передачи газа.
Вот придумала аналогию: допустим, проживающий в Москве Вася Пупкин хочет через одного знакомого француза заполучить две головки своего наилюбимейшего сыра из магазина "La Maison du Fromage". Тот согласен, "мощностей" (т.е. места в чемодане и лимита на вес багажа в самолете) у него хватает. Прибыть лично в московский аэропорт в нужное время Вася не может, так что он попросил свою девушку постоять в условленном месте с табличкой "Vasya Poupkin - La Maison du Fromage".
Так вот, "Vasya Poupkin"/"La Maison du Fromage" - это и есть shipper code pair. Каким же таким образом, обладая этой информацией (о том, что Вася, в сущности, просто любит сыр из этого магазина и при случае не против его купить), не подключая сыщиков, не ставя на уши охрану аэропорта и не применяя силовые методы, 1) можно вычислить, сколько именно головок сыра везут Васе, а также когда и в каком конкретно месте его девушка ждет француза в аэропорту 2) заставить их сменить место встречи 3) обеспечить виртуальный реверс, чтобы француз купил три головки сыра и оставил одну своей жене, которая едет в то же время в другой город к своим родителям и хочет привезти им гостинец?
Что же в shipper codes такого сложного и технологичного? Причем тут вообще штрихкоды? И если в случае с Васей еще можно вообразить себе спецоперацию "Сыр" для достижения трех вышеупомянутых целей, то молекулы метана не путешествуют по трубе с наклеечками "Я от Михал Иваныча". Не говоря уже о том, что в трубе нет регулировщиков, направлящих именно эти молекулы, как чемоданы на транспортерной ленте в аэропорту, к нужному выходу. Если кто-нибудь таки видит в процитированном мной абзаце хотя бы какое-то подобие логики - прошу сообщить.