Борисоглебский монастырь,Ярославская область.Часть третья. Возвращение в 1520-е. Реставрация 2015 г.

Feb 28, 2018 16:05

… Глядя на древние стены, в пять столетий толщиной, я вижу не холодный камень - а Время, застывшее в образе русского храма. Камешек к камешку - год за годом - пронизывая насквозь историю Величайшей Страны, молчаливо сопереживая событиям,  победам, катастрофам, ведя счет человеческим судьбам, встречая и провожая поколения, ощущается здесь невидимое Время - воплощенное архитектурным Гением в изгибе порталов, гармонии апсид, лаконичной бесстрастности фасадов старинных построек - чаще всего, конечно же, храмов.


К величайшему сожалению, чистой архитектуры 1520-х годов в Борисоглебском монастыре нам увидеть не удастся - все здания искажены поздними перестройками, новшествами и “улучшениями” - но ведь на то и существует воображение, чтобы представить по мере возможности первоначальный замысел Мастера, и осудить инициативных “реконструкторов-украшателей”, изувечивших аутентичный силуэт.
Итак, основанный в далёком 1363 году, Борисоглебский монастырь первые полтора столетия своей истории был полностью деревянным. По мере того, как он становился всё более надежным посредником между мирским и возвышенным, тщетным и вечным, греховным и праведным -пожертвования прихожан становились всё более щедрыми, а деревянные постройки, увы, всё более ветхими. И когда (думаю, тут не обошлось без участия энергичных благочестивых настоятелей монастыря) Великий Князь Московский Василий III (одолеваемый нескончаемыми думами, как отразить очередной набег агрессивных соседей - татар, поляков, литовцев) повелел в 1522 году построить в монастыре каменный собор во имя первых русских святых, Бориса и Глеба (защитников и покровителей земли Русской), выделив еще и соответствующие средства из казны - в монастыре закипела работа. Был приглашен опытный зодчий - Григорий Борисов, оставивший о себе память в виде многих храмов на Русской земле. “В два лета” собор был достроен и в 1524 году освящен.


Время, замри. Собор Бориса и Глеба. 1524 год. От старой деревянной церкви не осталось даже намёка на фундамент. Неоднократно перестроенный впоследствии, собор является самым первым (и самым древним из сохранившихся) каменным сооружением монастыря. Собственно, с этого здания на холме (деревянного в изначальной версии, каменного в окончательной) ведет историю как сам монастырь, так и весь окружающий его поселок Борисоглебский. Очевидный плюс зимы - с этого ракурса увидеть собор можно лишь в отсутствие листвы на деревьях.


Внимательно смотрим на здание - сейчас будем устранять все поздние дополнения, не относящиеся к памятнику 1524 года, причем делать это будем в обратном порядке - двигаясь вспять от нашего времени вглубь веков. В 1810 году к западному фасаду Борисоглебского собора (для торжественного упокоения под спудом мощей легендарного борисоглебского чудотворца - затворника Иринарха) был пристроен придел Ильи Пророка- совершенно диссонирующее с древним зданием низкое сооружение с портиком - этот кричащий "новодел" мысленно разбираем, заодно восстановив разрушенный в ходе пристройки западный портал. В 1778-1780-х годах  был надстроен барабан собора, а его шлемовидная глава заменена на ”луковичную с перехватом” меньшего в сравнении с барабаном диаметра (ликвидируем, корректируем). Древнерусское позакомарное перекрытие, завершенное десятью кокошниками, декорирующими снаружи арки крестовых сводов, заменили на более практичное четырехскатное, закрыв при этом щелевидные окна барабана (всё возвращаем на исторические места).


Окна всех средневековых храмов изначально были узкими, в большинстве своём растесаны впоследствии - не стал исключением и наш Борисоглебский собор, для лучшего освещения  которого в 1690-х  годах были расширены окна основного объема,  а вдобавок еще и прорублены новые - над южным и северным порталами (воссоздаём исходные параметры и закладываем лишние проёмы). Увы, все архитектурные вмешательства не могли не отразиться на прочности конструкции - в стенах появились трещины. В результате нашего архитектурного расследования, после ликвидации чуждых элементов, перед нами предстаёт детище “церковного каменного здателя" Григория Борисова - аскетических форм, лаконичных пропорций, полностью соответствующее духу монастырского жития и богослужебному назначению.
Отдельно необходимо упомянуть переделку, осуществленную в 1836 году (мы её не увидим, её последствия уже устранены) - по углам кровли (не иначе как для украшения) были надстроены четыре деревянных барабана (на фотоснимках Прокудина-Горского они присутствуют). Простоял собор в таком виде до 1925 года - пока в Борисоглеб не приехал …Петр Дмитриевич Барановский, в ту пору занимавшийся изучением архитектуры нашего древнего монастыря. Разумеется, восстановить полностью первоначальный облик собора в те годы не было никакой возможности - но вот разобрать нелепые угловые барабаны ему удалось. Легендарный Реставратор, Защитник памятников древнерусского зодчества (порой на свой страх и риск опасно конфликтующий с властями) - Петр Дмитриевич наверняка замолвил словечко в Наркомпросе о Борисоглебском монастыре, в результате чего в 1928 году архитектурному комплексу упраздненной обители был-таки присвоен статус музея (не помешавший, впрочем, изъятию подчистую всего ценного движимого имущества).
Завершив работы в Борисоглебском соборе, древние зодчие не остановились на достигнутом - в последующие несколько лет в монастыре были построены "теплая" Благовещенская церковь (на следующем фото) с трапезной палатой (1526 г), настоятельские покои, братский ("поварня") и казначейский корпуса, пекарня (просфорный корпус). Все здания дошли до наших дней со значительными перестройками.


Благовещенская церковь - бесстолпная, одноапсидная, куб основного объема меньшего, по сравнению со стоящим напротив собором, размера. Своды трапезной расписаны в конце 19 века. Мы уже почувствовали себя “немножко реставраторами” - когда” расчищали” Борисоглебский храм от наросшей за пять веков скорлупы - сейчас повторим процесс (для закрепления навыка), вернув миру исторический облик еще и Благовещенского храма. Для разнообразия действовать будем в хронологическом порядке - по мере осуществления перестроек. Начнем с главного - с алтаря. По аналогии с  Борисоглебским собором, алтарная апсида Благовещенского храма изначально была полукруглой - прямоугольной она стала, как несложно догадаться, в 1680-90-х годах, именно тогда ростовскими мастерами были построены надвратные храмы и звонница (подробно изученные во второй части нашего рассказа), апсиды которых так же в плане прямоугольны. Демонтируем, возводим заново согласно первоначальному проекту. Разумеется, не могли не расширить окна, украсив их наличниками (в тех же 1690-х годах) - и даже добавить дополнительных - одно из них, восьмиугольной формы, хорошо заметно на южном фасаде.




Устраняем лишнее и придаём изначальный облик - не забыв и об окнах трапезной, которым повсеместно возвращаем перспективное обрамление, сохранившееся сейчас в оконцах нижнего яруса. Понижаем барабан, надстроенный в 1775 году (одновременно с барабаном Борисоглебского собора) и возвращаем на историческое место шлемовидную главу. Существует красивая версия и о древнем трехлопастном завершении стен Благовещенской церкви - если добавить к нашей реконструкции еще и эту деталь, облик храма меняется до неузнаваемости.
Согласно проекту Борисова, вход в трапезную палату осуществлялся с южной стороны - по этой причине плоские лопатки здесь опускаются лишь до середины фасада. В пылу масштабных строительных работ в 1690-х годах южный проём был заложен, а вход перенесён в западный торец трапезной. И оформлен  нарядно украшенным крылечком,...


...ну просто словно со страниц сказок сошедшим - его язык не повернется назвать инородным элементом, с такой широтой воплощена в камне фантазия зодчего, так ярко выражен русский характер в роскошном декоративном убранстве. 


Изумительная  каменная красота, кирпичные пояса, оконца с наличниками, рельефная кладка по всей поверхности, даже на столбах, арки с “вислым каменьем” над лесенкой,  ленты заглубленных ниш с изразцами - одноцветными малахитово-зелеными ("муравлеными") и разноцветными ("ценинными").


Производство изразцов осуществлялось в Ярославле, этим объясняется распространённая практика их использования при украшении фасадов зданий. Борисоглебские крылечко трапезной и крылечко звонницы - близнецы-братья, очень схожи внешне, созданы в одно время одним Зодчим.
Крошечный киот над крыльцом Благовещенской церкви с сохранившимся изображением Библейского сюжета Благовещения - архангел Гавриил сообщает Марии светлую весть о выпавшей Ей великой чести. Над смиренно склонившей голову Марией - голубь, символизирующий Святой Дух.




Настоятельский корпус  Борисоглебского монастыря - также постройка 1520-х годов - изначально представлял собой одноэтажное здание, стоящее поодаль от Благовещенской церкви, с оригинально оформленными уступами полукруглых оконных проёмов и декоративным поясом узорной кирпичной кладки, венчающим стены. Второй этаж был надстроен в конце 1690-х годов, а в 1874 году между Благовещенской церковью и настоятельским корпусом “втиснули” двухэтажную пристройку, ставшую главным входом в настоятельские покои, и объединившую два соседних здания в единое целое.


Эффектный фигурный орнамент между первым и вторым этажами настоятельского корпуса - три полосы поребрика, между ними бегунец и углубления, похожие на бойницы. На первом этаже - перспективные оконца 1520-х годов, на втором - колонки-наличники с поперечными насечками 1690-х. Симбиоз двух эпох.
Признаться, увидев впервые вот эти руины без окон, без дверей, я не могла понять - что за безобразная разруха и почему у всех на виду до сих пор стоит, не приведенная в должный вид:


Выяснилось, что это - тоже древнейший памятник начала 16 века, к которому приложил руку лично Григорий Борисов - а молодая поросль деревьев внутри просто оживляет обстановку…Здание было задумано двухэтажным - в кирпичном первом этаже располагалась “поварня”, а на деревянном втором ярусе устроены братские кельи. В 1837 году деревянный второй этаж, и до этого неоднократно подвергавшийся переделкам, перестроили в камне - в этом облике памятник архитектуры 16 века простоял полтора столетия, продержавшись, сколько было сил, аж до “брежневского застоя” - сейчас его состояние можно оценить как “практически безнадежное”. Реанимировать древние стены тщетно пытаются силикатным кирпичом.


Напоследок - что называется, “общее фото”.  Иногда несколько разноудаленных объектов выстраиваются в гармоничную картинку - даже делать ничего не нужно, только нажать на кнопку.  Площадь монастыря - чуть больше 6 гектаров, здания просторно и довольно хаотично разбросаны по всей территории. Поэтому когда в одну линейку выстраиваются несколько сооружений, как на снимке, очень искажаются их реальные габариты. Благовещенская церковь, что четко по центру - невысока, вместе с куполом метров 15. За её апсидой, справа, видна Сретенская церковь  грандиозных размеров - около 30 метров ввысь. Слева, скромно спрятавшись за невысоким крылечком Благовещенской церкви, выглядывает северо-западная угловая башня ограды, на самом деле метров восемь диаметром и 25 высотой. Центральная, самая старая часть монастыря (“первая волна” застройки) расположена на пригорке. Стены и надвратные Сергиевская и Сретенская церкви (детища “второй волны”) оказались ниже, на склонах.
                  Реставрация, новейшая история.
   В 1990-2002 годах реставрационные работы на объектах Борисоглебского монастыря проводились специалистами “Научно-производственной реставрационной мастерской “Яблоко” - бывшим филиалом Государственных Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Бессменный руководитель “Яблока” - Александр Станиславович Рыбников, председатель Ярославской региональной организации Союза Реставраторов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Работы начались с восстановления древней кельи преподобного Иринарха-затворника, от которой к моменту реставрации сохранились лишь небольшие фрагменты кладки (сооружение-скит примерно 2,8 на 1,4 метра в плане было построено у восточной стены монастыря в 1580-х годах), при этом был снят слой грунта, под которым обнаружились остатки очень старой крепостной стены, подтвердившей версию о том, что во времена Ивана Грозного монастырь уже был обнесен каменным периметром.


Сам Александр Станиславович говорил, что восстановление архитектурного ансамбля древнего Борисоглебского монастыря было его давней мечтой - на осуществление которой он потратил 12 лет жизни. За годы Советской власти древние здания, используемые под склады, муниципальные конторы, колбасные цеха, гаражи, общежития, пришли в весьма плачевное состояние - руины келейного корпуса мы видели только что, южная Сергиевская церковь и великолепная галерея покрылись громадными опасными трещинами, восточная крепостная стена накренилась наружу, буквально надвисая над трассой Ростов-Углич, причем процесс неудержимо прогрессировал - стена требовала проведения неотложных работ по укреплению.


Именно выпрямление восточной стены, 100 м в длину, 12 м в высоту и в  2,5 м толщиной, стало вторым мероприятием “Яблока”. Рассеченную на 30-метровые участки стену раскачивали с помощью рычага, ставили на место и укрепляли - работали впятером, уложились в два года. После всестороннего исследования огромная работа была проведена в настоятельских покоях  - практически полностью потерявших свой исторический облик за пять веков эксплуатации, сопровождавшихся перестройками. В трапезной Благовещенской церкви укрепили и загерметизировали своды, много лет страдавшие от протечек кровли и плесени, были начаты работы по расчистке масляной живописи 1892 года. Сергиевскому храму в 1990-х годах реставраторы вернули позакомарное покрытие. На звонницу вновь в те же годы вернулись часы. В 1989 году, после возвращения Борисоглебского собора РПЦ, в нём началось укрепление обнаруженных фрагментов настенных росписей. А с декабря 1994 года запускается процесс постепенного вытеснения с территории обители музея с дальнейшей передачей зданий РПЦ, окончательно завершившийся в августе 2014 года, и сопровождавшийся сворачиванием деятельности реставрационной мастерской. В 2002 году все реставрационные работы были прекращены, “Яблоко” больше в Борисоглебский монастырь не вернулось.


Мастера-реставраторы из “Яблока” не успели восстановить стены, арки и галерею с крыльцом Сергиевской надвратной церкви - к 2011 году состояние архитектурного памятника приближалось к катастрофическому. Фото 2011 года. Слева - куб Сергиевской церкви, правая часть - фрагмент галереи. Когда-то цельный монолит сооружения катастрофически разваливается надвое. По расщелине происходит смещение, церковь соскальзывает вниз. Страшный процесс идет, тихий, неспешный, но он движется, по миллиметру в день, этот обратный отсчет.


Тот же 2011 год.  В высоту эта потрескавшаяся арка - метра четыре с половиной. Собственно, сама по себе арка - это пролет шириной около 17 метров под основанием Сергиевской церкви. То есть, огромная 25-метровая церковь стоит (или точнее, висит) над пустотой. Треснувшей пустотой. Это не просто опасно. Это не передать словами - что испытываешь, глядя на трещины, ощущение, что ты слышишь, как хрустит кирпич, не выдерживая непомерной нагрузки. Щель идет выше, в потолок перекрытия. А это уже - пол, нижняя часть самой галереи, которая находится над головой. А галерея - это фрагмент Сергиевской церкви, её основание, на которое приходится основная нагрузка колоссального храма.


А профессионалы ушли. Зато в 2014 году появилось московское ООО “Эшелъ”. Во что превратился прекрасный (даже в полуразрушенном состоянии) храм и великолепная русская узорная галерея после завершения ремонтных работ - видно на фото. Безликое белое нечто. Да, фундамент укрепили и трещины ликвидировали. Наверное. Но вот купола зачем было лазурью покрывать - это у Сретенской церкви они такими были. У Сергиевской - "опаяны белой жестью".
  ДО:


ПОСЛЕ:


ДО:


ПОСЛЕ:


ДО:


ПОСЛЕ:








ДО:


ПОСЛЕ:








“- Работы начались в августе 2014 года, и то, что сделано, это лишь начало полного восстановления объекта всенародного достояния, - отметил председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. - Впереди еще большой объем работ по реставрации внешнего вида монастырского ансамбля и его интерьеров”
 Мне вот после этих слов стало страшно - что же там будет впереди? Не останется ли память об архитектурном заповеднике лишь на фотографиях - после этого самого “полного восстановления”? Отражением на воде...

Борисоглебский монастырь, Ярославская область, Русские монастыри

Previous post Next post
Up