Одно из немногих зданий Выборга, практически полностью сохранивших аутентичный экстерьер - вопреки всем геополитическим несчастьям, обрушившимся на Выборг в XX веке.
Построено в 1910 году по проекту выборгского архитектора Класа Акселя Гюльдена, творчество которого оставило ослепительный след в архитектурном облике неподражаемого Выборга.
Высота и расположение здания в окружающей застройке таковы, что с противоположного берега залива Салакка-Лахти (от знаменитой гостиницы ”Дружба”) позволяют увидеть его верхнюю часть с шикарным фронтоном, возвышающуюся над крышей выборгского рынка.
Здание находится в непосредственной близости от рыночной площади - второй дом от угла, если огибать рынок слева.
Вблизи совершенно невозможно выбрать ракурс для съемки крупным планом анфас - либо под углом, либо лишь фрагментарно.
И покуда любуемся фрагментами - скажем пару слов о самом архитекторе.
Клас Аксель Гюльден (1879-1916) родился в Выборге, здесь же учился в шведском лицее, по окончании которого уехал в Хельсинки, где поступил в Финское Политехническое училище.
В 1903 году Клас Аксель получил звание архитектора и в последующие три года проходил стажировку в Хельсинки. Ему невероятно повезло: молодого специалиста взяли на должность ассистента в легендарное архитектурное бюро “H.Gesellius, А.Lindgren, E. Saarinen”, учредителями и владельцами которого были основоположники финского национального романтизма.
Набравшись опыта у мэтров, в 1906 году Аксель Гюльден вернулся в родной город и вместе с давним другом и единомышленником Уно Ульбергом основал архитектурное бюро ”Гюльден-Ульберг”, самым известным проектом которого стало здание конторы “Хакман и Ко” (1907-1909 гг, Выборг, ул. Северный Вал, д. 7, он на след. фото):
В 1909 году творческий дуэт распался - Аксель Гюльден продолжает работать, организовав своё собственное архитектурное бюро. След. фото - фрагмент дома ”Хакман и Ко”, арх. А. Гюльден и У. Ульберг (схожий сюжет фронтона, не правда ли?):
Самобытнейшие проекты Гюльдена, экзотика которых покоряет каждого, кто их видел - визитная карточка выборгского направления финского северного модерна. След. фото - Выборг, пр. Суворова, д. 3, арх. А. Гюльден, 1910 г:
След. фото - Выборг, пр. Суворова, д. 13/ Крепостная ул., д. 32, доходный дом АО ”Эден”, арх. А. Гюльден, 1913 г:
Тот же ”Эден”, арка во двор:
Крупным планом - "Эден", фирменные гюльденовские капители с маскаронами между волют:
К сожалению, мастер очень рано ушёл из жизни - в возрасте 37 лет погиб от рака, успев осуществить не всё из задуманного. След. фото - Выборг, ул. Северный Вал, д. 19, 1910 г, наш нынешний объект рассказа, капители на ту же тему:
Далее - довоенная аэрофотосъемка, 1934 год, совсем другой, прежний, прекрасный Выборг, целый и невредимый, красной стрелкой отмечен наш Северный Вал, д. 19:
На самом деле, согласно первоначальной нумерации дом был под номером 21 - что зафиксировано на стилизованном замковом камне арки парадного входа.
Современный адрес надписан на железной двери, вмонтированной в арку:
Колоритная отделка проёма:
Сейчас в парадной всего 6 квартир - на трёх жилых этажах. Первый этаж никогда не был жилым: изначально в нём размещались четыре частных предприятия (парикмахерская; пекарня-булочная; офис транспортной компании и отделение экспедиционной фирмы), на след. фото - план первого этажа:
Сейчас от входной двери в бывшую парикмахерскую остались лишь покорёженные ступени:
Квартир было (если сосчитала без ошибок двери) вроде как восемь. На втором этаже - две самых респектабельных, в одной из которых жила фрёкен Ада Теслефф, родственница владельца дома. След. фото - план второго этажа:
Среди жильцов дома были коммерсант, художник, а также хозяйка парикмахерской, расположенной здесь же, на первом этаже. След. фото - план третьего этажа:
Бросается в глаза неправильная форма правой части здания на плане - видимо, дом ”встраивали” в пространство между уже существующими на тот момент зданиями. След. фото - план четвертого этажа:
Симметричный фасад “скрадывал” трапециевидный план здания, а отсутствие прямого угла вынуждало приспосабливать внутреннюю планировку под скошенную стену.
След фото - современная панорама квартала, слева наш дом 19, справа угловое здание - дом 21, тоже модерн, тоже в камне, и даже с изящным балконом, но в целом попроще, хоть и крупнее, и испорчен нелепым мансардным этажом (высоту которого явно подгоняли под четвёртый этаж соседнего Гюльдена):
Облицовка фасада и все его многочисленные декоративные детали выполнены в камне - благодаря чему здание безупречно выглядит, несмотря на солидный возраст в 112 лет.
Зданию присущи черты, позволяющие отнести его к стилю финского национального романтизма - здесь присутствуют такие его неотъемлемые элементы как общая монументальность, широкое (я бы сказала-таки тотальное) применение натурального камня и материалов разных текстур в отделке,...
....использование природных мотивов в декоре, представительное оформление парадного входа, функциональность, чёткое соответствие членений фасада внутренней планировке помещений.
След. фото - проект здания, 1910 г:
Чертовски жалко двери и историческую расстекловку, не переживших двух войн: фасад не был разрушен, но дом утратил кровлю и перекрытия, а также выгорел изнутри, о чем свидетельствуют архивные фото. 3 сентября 1941 г, красная стрелка указывает на наш объект:
По сравнению с несчастным рынком, наш Гюльден, можно сказать, ещё легко отделался. Возможно, основной удар с северо-востока рынок-таки принял на себя. А вот от авианалётов, конечно, не уберёг.
Бомбёжки оставили следы на фасадах - кое-где можно разглядеть выщербины от осколков.
Кстати, раз уж речь зашла о руинах: есть нынче в Выборге и настоящая разруха, Крепостная ул, д. 11, старина Говинг, хардкор по-российски, кошмарный памятник убитой отечественной архитектуре (фото сентябрь 2021 г):
У Говинга по сей день сохранилась родная мелкая расстекловка верхних оконных фрамуг - на Северном Валу, д. 19 (согласно проекту Гюльдена) в прошлой жизни была такая же.
Вернемся на Северный Вал, 19. Отдельного внимания заслуживает последний этаж здания:
На Авито второй год висит объявление о продаже квартиры с тем самым полукруглым окном на четвертом этаже.
С дизайнерским ремонтом и всей обстановкой за 14,8 млн. р.
В сравнении с изначальной, планировка квартир претерпела изменения, а пошлый евро-ремонт убил ауру интерьеров эпохи модерна.
Не хочется рассказ о столь приметном доме завершать на минорной ноте, а посему процитирую местного жителя, проходившего мимо: ”Вот ведь как финны строили, да, не то, что сейчас…”
P.S. Низкий поклон и большое человеческое СПАСИБО создателям и авторам сайта “Виртуальный Выборг” и сообщества VK “Выборг как это было” - за их громадный труд по сбору информации об истории Выборга. Именно эти источники использованы при подготовке публикации.
P.P.S. Все цветные фото - октябрь 2021 г.