Июль 2021 г в Ленобласти определённо удался, +35◦ С и солнцепёк.
Бродить в поисках архитектурных раритетов - самое время: световой день длинный, в будни электрички пустые, бутерброды с собой таскать не надо (мороженым наешься), народ по такой жаре в кадр не лезет, а сами кадры почти не нуждаются в корректировке - контрастность замечательная.
Дело за малым - найти достойный объект.
Желательно, не совсем уж попсовый (т. е. всплывающий в Яндексе в первой строке результатов поиска) - ну чтобы, типа (вуаля!!), архитектурное открытие JJJ
А если серьёзно - после неподражаемой деревянной Ораниенбаумской Дачи Максимова (про неё уже есть пост, нарисованный по свежим впечатлениям) я всё терзалась вопросом: а сохранилось ли ещё что-то подобное в округе?
Теперь отвечаю: однозначно сохранилось - в крошечном, совершенно не распиаренном Мариенбурге под Гатчиной.
Какого уровня - вы видите сами, шикарные раритеты, таких здесь несколько, немного, хватит пальцев двух рук.
Есть на тихих мариенбургских улочках памятники попроще, их сохранилось больше, с трогательными наличниками и резными подзорами - про них как-нибудь в другой раз. Сейчас - про породистый деревянный буржуйский модерн.
Ну да, на буржуйский он сейчас совсем не тянет - вон кто-то из пролетариев подушку положил проветриваться на солнце, да и позабыл убрать.
А через разбитые стёкла в мансарду попадают осадки, губительные для деревянных памятников.
Но рамы - старинные, уцелели. Смотрите, какие фрамуги.
И видно, что стены - совсем тонкие, дачные, на теплый сезон рассчитанные. Как же за такими стенами люди-то в морозы живут?
Узнаваемый мотив “а-ля фахверк” - в Ораниенбауме мы такого нагляделись, научились разбираться в обшивке и отличать старинную доску от советской: чуть ниже скажем и об этом.
Шикарные кронштейны, размещены по всему периметру здания, поддерживают карниз большого выноса.
Когда-то дом был выкрашен в желтый тон - интересно, когда? Рискну предположить, что при постройке - почему, объясню ниже.
Дореволюционный деревянный дачный модерн, коим сто тридцать лет назад застраивались курортные пригороды Санкт-Петербурга, нынче - явление, увы, уходящее.
Бесподобные памятники русского деревянного модерна на территории Ленобласти по большей части сметены войнами, сожжены, перестроены либо снесены подчистую наследниками прежних владельцев и новыми собственниками, застроившими освободившиеся участки обывательским новоделом.
Сохранившиеся (а в некоторых случаях уже рассыпающиеся от ветхости) его единичные образцы - драгоценности великой, требуют ухода и всяческого к себе внимания, но порой даже не имеют статуса объекта культурного наследия, как, например, наш нынешний памятник.
Время и жильцы вносят досадные коррективы в исторический облик здания. И ходишь вокруг, всматриваешься в детали, пытаясь додумать, как изначально выглядел перелицованный фасад.
Речь даже не о пластиковом окне, бельмом зияющем на месте старинной рамы в мансарде (хотя за это инициативным самоделкиным тоже руки отрывать нужно). Я про бывший парадный вход, от которого уже давно остались одни воспоминания.
Вход располагался в правой части здания, левей нынешнего крайнего правого окна, чётко под мансардой - симметрично сохранившемуся большому окну в левой части здания. Над входной дверью был козырёк (а то и балкон), наверняка весьма фантазийного дизайна - чертовски жалко эту потерю, что-то там было грандиозное, не иначе (архивных фотографий не нашла).
Подозреваю, что парадный вход заколотили после революции, потом затеяли перепланировку под коммунальное жильё, вместо бывшей двери влупили два дополнительных окна - их наличники отличаются от сохранившихся родных наличников других окон (в Ораниенбауме встречался тот же случай, Еленинская ул, д. 26). Красная стрелка на след. фото указывает на поздний наличник:
Присмотритесь - обшивка в этом месте здания чужеродная, доски и лежат иначе, и размером другие (жалею, что не сняла крупным планом - постеснялась чужие окна фотографировать). Их и не красили с тех пор, как приколотили, они так и остались чёрными - и выделяются на фоне облупившейся старинной желтой краски, оставшейся, стало быть, ещё с дореволюционных времён (логично предположить, что если бы дом был выкрашен желтым при позднейших ремонтах - свежая обшивка на месте бывшего парадного входа имела бы ту же окраску).
Самая броская деталь - конечно, две колоритные трапециевидные мансарды со шпилями (архитектор таким образом затейливо обыграл тему двухэтажного дома), из окон которых открывается вид на набережную и долину реки Колпанки.
Нынче речушка обмелела, а долина основательно заросла бурьяном и деревьями - та ещё панорама.
Летом-то ещё ничего, а в холодный сезон здесь, думаю, мрачновато.
Что касается коммунальных удобств - насколько я поняла, в бывшей даче присутствует всё, кроме газа. И, судя по спутниковым тарелкам, у жителей навалом свободного времени.
Жильцы правой половины дома повыкидывали старые рамы, теперь (как они полагают) им не страшны сквозняки - при этом пощадили чердачное окно (а может, банально сэкономили), только загородили его чем-то.
Да не, я не ворчу: дом жив, пока в нём живут люди. Опустевший же дом быстро превратится в руины - поэтому дай Бог, чтобы жили подольше.
Дача больно уж хороша, будет жаль, если с ней что-то стрясётся.