Сольвычегодск. Богородице-Владимирская церковь. 1757-1788 гг

May 31, 2021 01:32

Вот как-то не получается, взявшись за отдельный сольвычегодский архитектурный объект, рассказывать только о нём самом (след. фото - южное окно Богородице-Владимирской церкви, все цветные фото поста - август 2020 г).


Постоянно отвлекаешься на стародавний исторический экскурс, без которого невозможно изучать сей древний (в летописях упоминается с 1492 г) северный (географический ориентир - г. Котлас) городок. (След. фото - причал паромной переправы Сольвычегодска, моста через р. Вычегду здесь отродясь не водилось).


Насколько неприметен он нынче на вид (очень уж постарались в советские годы перелицевать его благообразную внешность) - настолько увязаешь в его бездонной истории, и не только его, здесь столько всего сплетено, что в очередной раз понимаешь, что историю Отечества нужно изучать не по плоским параграфам школьных учебников, а по событиям, происходившим на протяжении пяти веков вот в таких маленьких городках. (След. фото - окошко Благовещенского собора,  1563 г)


За последние 30 лет - по причине отсутствия работы и инфраструктуры - население Сольвычегодска сократилось более чем вдвое (с 4000 до 1875 человек) и стремительно возвращается к дореволюционным показателям. (След. фото - ограда (1890-е гг) Спасообыденной церкви, на заднем плане - красавица-Вычегда.)


В Сольвычегодске функционируют бальнеологический курорт, историко-художественный музей, имеется несколько первоклассных архитектурных раритетов - и всё это на фоне непревзойденных северных пейзажей, приправленных тишиной и неторопливым укладом провинциального бытия.


При условии грамотного использования мощнейшего рекреационного и санаторно-оздоровительного потенциала, Сольвычегодск мог бы стать одним из центров, например, эко-туризма. А его главный недостаток - не самая простая транспортная доступность - может быть преподнесён как достоинство, ибо отнюдь не каждый день выпадает возможность за 150 рублей покататься на пароме через Вычегду☺


Но вернёмся к теме нашего сегодняшнего рассказа.
Архитектурные памятники, без всякого сомнения, относятся к главнейшим свидетелям истории. Другой вопрос, сколько из существовавших, скажем, на 1917 год тех самых памятников сохранилось до наших дней - в период с 1930-х по 1970-е гг в Сольвычегодске уничтожено 85 % архитектурного наследия XVIII века. Вот об одной из этих утрат мы и поговорим сегодня.


Сольвычегодск, церковь иконы Владимирской Богоматери. Разрешение на строительство было получено в 1758 г, после чего храм возводился неторопливо, поэтапно - видимо, по мере поступления денежных средств. С разницей в два десятилетия были освящены нижний храм (1767 г) и верхний (1788 г). Для первого полного визуального образа - архивный снимок 1914 г, взятый из очерка Б. И. Дунаева “Город Сольвычегодск”:


Замечательный образец русского Северного барокко, в лучших традициях стиля - “тёплый” нижний храм, двусветный верхний, большой и малый восьмерики, апсиды, поставленные уступами. Срабатывает эффект дежа-вю: в памяти сразу всплывают церкви Тотьмы и Устюга. Для сравнения, Тотьма, церковь Рождества Христова (1746-1793 гг):


Великий Устюг, Дымково, церковь Сергия Радонежского (1739-1747 гг):


Великий Устюг, церковь Николая Гостунского (1682-1720-е гг):


Великий Устюг, Леонтьевская церковь (1738-1770 гг):


Возвращаемся в Сольвычегодск к нашей Владимирской церкви, рассмотрим её детали. Северный фасад, фронтончики из лекального кирпича над окнами нижнего храма:


Капительки колонок, закрепляющих северо-западный угол притвора (вольная трактовка ионических волют):


Эти трогательные “рогульки” установлены отнюдь не на всех навершиях - возможно, изготовлено их было в количестве меньшем, чем того требовалось для полного комплекта.


Замечаем их отсутствие на юго-западном углу притвора:


Зато вот они, украшают собой наличник южного окна нижнего храма:


Киот над западным входом:


И, собственно, сам западный вход в храм, фото - август 2020 г:


Верхняя часть церкви и колокольня с крыльцом разобраны в конце 1930-х гг. Куда приспособили кирпич XVIII века - доподлинно выяснить не удалось. Возможно, на одну из коммунистических строек советского Севера - промышленные предприятия, мосты, портовые сооружения, жильё.


В нижнем храме разместили тракторный гараж, въезд в который организовали через алтарь - апсида была разобрана, на её месте сейчас новодельная стена с воротами (допускаю, что сложенная из кирпичей разрушенной апсиды):


Последнее архивное фото ещё цельного, но уже обречённого на погибель храма - июль 1930 года:

Далее чуть крупнее детали этого снимка, прошу прощения за не самое лучшее качество. Колокольня уже пуста:



Восьмерики ещё на месте:



Над верхней пятигранной апсидой различим восточный киот:


Фронтоны фасадов верхнего храма, вроде бы, сходной формы в обоих ярусах окон:


Но определённо отличаются от фронтонов нижнего храма:


На апсидах уже третья и четвёртая разновидности фронтонов:



Из нескольких типов лекального кирпича, выкладывая его в тех или иных комбинациях, можно было получить множество вариаций кирпичного узорного декора, бюджетного (в сравнении с резным камнем штучной работы), долговечного (в отличие от штукатурных тяг и лепнины) и создающего фактурную тень на глади стены.


Долговечность, правда, впоследствии выкорчёвывалась безжалостно - стены ровняли, срубая выступающие детали. На фото - стесанные рамочные наличники южных окон:


Барокко в принципе не очень везло - сначала классицизмом по нему проехались, потом советскими сносами добили. А то, что чудом сохранилось до наших дней - по большей части, уже руины, и, увы, вскорости рухнет само…


Подробной информации об этом объекте - кроме дореволюционных фото и выписок из статистических сборников и переписных книг - разыскать не удалось. Более того, например, на Wiki и "Соборах.ру" обнаружилась откровенная лажа (тамошние авторы памятники попутали). (След. фото - южное окно)


На Wiki безграмотно переврали текст бочаровско-выголовской книжки (хотя достаточно было просто внимательно прочесть инфу на странице 72 и сориентироваться на местности), а на "Соборах.ру" поместили рисунок не Владимирской, а Знаменской церкви. Наша Владимирская, с родной колокольней (перестроенной в конце XIX в) - на следующем правильном рисунке (фрагмент копии с “Плана Сольвычегодска, вычерченного Афанасием Чудиновым в 1793 году”):


Модераторам-“соборянам” отправлено достоверное изображение - дабы пресечь дальнейшую дезинформацию доверчивой публики. След. фото - северное окно нижней церкви:


Владимирский храм отсутствует в описаниях городских достопримечательностей Сольвычегодска, зарос сорняками и деревьями, стволы которых не позволяют толком рассмотреть изуродованные фасады, а корни выворачивают камни из фундамента. След. фото - юго-восточная угловая колонка:


Бесподобный архитектурный памятник XVIII века стыдливо проигнорирован советской популярно-туристической беллетристикой (Г. Н. Бочаров, В. П. Выголов ”Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма”, 1983 г) - и не упомянут даже шаблонной фразой “сохранился в искажённом виде”. (След. фото - карниз юго-западного угла:)


Забавно, что одновременно в Сольвычегодске строился брат-близнец нашей Владимирской церкви - Борисоглебская церковь (1757-1778 г), на архивных фото видно, что два бесподобных однотипных храма очень похожи друг на друга. Борисоглебская церковь, южный фасад, уничтожена в 1930-х гг:


Владимирская церковь, объект нашего сегодняшнего рассказа, северный фасад:


Рассматриваемый нами изуродованный барочный шедевр - последний по времени постройки (1788 г) каменный храм Сольвычегодска.


Из двенадцати храмов, существовавших в крошечном городке до 1917 г, не было ни одного, построенного в эпоху классицизма (и это прекрасно). Девять из этой дюжины возводились в период 1747-1788 гг (восемь из них снесены подчистую совками, от девятого - Владимирского - остался только нижний ярус) и по своим характерным особенностям могут быть условно отнесены к так называемому стилю “Северного барокко”, своеобразным эпицентром распространения которого и стал сказочный, сложнодосягаемый, патриархальный, тихий Сольвычегодск.


Несколько поколений живших здесь с 1510-х до 1720-х гг “соляных магнатов” Строгановых были щедрыми меценатами - в частности, на средства этого богатейшего купеческого семейства, в их владениях, силами лучших архитекторов и каменщиков возводились храмы, монастыри, жилые здания и промышленные объекты. Именно Иоанникию Строганову обязан старинный Сольвычегодск своим существованием, а о временах его расцвета напоминают величественный Благовещенский (1563 г, он на след. фото)


…и роскошнейший Введенский (1693 г, он на след. фото) соборы...


...- архитектурные раритеты экстра-класса, построенные именно на строгановские деньги, заработанные на местных сольвычегодских варницах.
К 1720-м годам добыча соли на Вычегде была признана убыточной, а в 1731 г вся торговля солью в стране в принципе перешла под крыло государства, выкупавшего соль у производителей по заведомо заниженным ценам. К тому времени братья Строгановы уже сменили место дислокации, перебравшись на Каму - увы, оставив сольвычегодских каменщиков без работы. Ну, не совсем уж, разумеется, без работы. Но спонсировать, например, второй Введенский собор стало некому - а посему, он так и остался единственной и самой яркой жемчужиной северного русского барокко петровских времён (на след. фото - Сольвычегодск, Введенский собор, фрагмент южного фасада).


Позднее, по северным рекам и арктическим морям, русские авантюристы-мореплаватели из числа местных жителей отправятся к американским берегам и в сибирские земли за “мягким золотом” - мехами - на которых тоже сколотят солидные состояния. Но до Строгановского размаха всем им будет далеко. Церкви в Сольвычегодске, разумеется, и после отбытия Строгановых по-прежнему строили (используя в качестве великолепного образца для подражания всё тот же Введенский собор с его богатейшим убранством), но деньгами сорить перестали, а смету подсократили - то бишь и декором попроще, и обликом лаконичнее, и фигурными деталями поскромнее да помельче. (След. фото - северный фасад Владимирской церкви)


Многочисленные вариации колоритных элементов Введенского собора (витые колонки, волюты, наличники, фантазийные разнокалиберные фронтончики над окнами, восьмигранные барабаны) повторялись повсеместно и неоднократно. След. фото - Введенский собор,  столбы крыльца:


Но вместо использования  дорогостоящих резных деталей кто-то придумал более экономный способ выкладывания узоров прямо в кирпичной кладке, ставя кирпич таким образом, чтобы он выступал из поверхности стены. С торцов такие узоры аккуратно оформлялась лекальным кирпичом  - в архитектуре Северного барокко именно они пришли на смену нарядным наличникам ”нарышкинского” и ”древнерусского” типов. След. фото - северный фасад Владимирской церкви:


Стремление воплотить красоту и изящество в холодном камне сольвычегодские мастера сохранили на протяжении всего XVIII века (и плевать хотели на классицизм, принудительно насаждавшийся в столицах - и правильно делали) - и, выполняя заказы как в родном Сольвычегодске, так и в населённых пунктах, находящихся в пределах транспортной доступности от него, вполне возможно, распространили моду на подобный тип трехчастных построек - двухъярусный храм+трапезная+колокольня с характерным фигурным кирпичным декором фасадов и изящными удлинёнными восьмигранными завершениями (в том числе, пятиглавиями). След. фото - южный фасад Владимирской церкви:


Фирменной сольвычегодской архитектурной ”фишкой” стали эти самые выложенные из кирпича узоры - филёнки, фронтоны, наличники, картуши - исчезнувшие в советскую эпоху вместе с разрушенными сольвычегодскими церквями (именно по этой причине учебники истории русской архитектуры о них умалчивает). (След. фото - северный фасад Владимирского храма)


Сохранились они в Тотьме, Устюге, Лальске и их окрестностях на церквях и колокольнях XVIII в - и, по-справедливости, стиль бы должен носить название ”сольвычегодского барокко”, а не ”тотемского” или ”устюжского”, как его именуют сейчас. В тотемских архивах, к примеру, сохранились документы, прямо указывающие на сольвычегодский ”след”: Троице-Зеленскую церковь (она на след. фото) в 1780-1788 гг строил Фёдор Титов,”Устюжской провинции Соли Вычегодской уезду экономической крестьянин деревни Петровской”


А если пошерстить первоисточники по архитектуре Великого Устюга (надо бы заняться, да всё некогда), возможно, и в них обнаружатся свидетельства о сольвычегодском происхождении строителей устюжских храмов. (След. фото - Великий Устюг, южный фасад Сретенской церкви, 1725-1740 гг)


На примере уже рассмотренных нами трогательных ”рогулек” можно отследить, каким образом происходила трансформация некоторых архитектурных деталей. За образец для ”рогулек”, несомненно, взята колонка всё той же неподражаемой Введенской церкви Сольвычегодска с а-ля ионической капителькой:


На углах нашей полуразрушенной Владимирской церкви сей мотив выглядит иначе, но тем не менее весьма колоритно:


Ещё одна вариация, Великий Устюг, церковь Сергия Радонежского в Дымкове (1739-1747 гг):


Второй пример, образец - окна подклета сольвычегодского Введенского собора, точнее, их фронтоны:

По их подобию оформлены окна сольвычегодской Спасообыденной церкви (1691-1730-е гг):


И весьма похожим образом выглядят окна второго и третьего ярусов нашего Владимирского храма:


Про тотемские и устюжские картуши повторяться не будем - аналогия с барочными сольвычегодскими образцами налицо. Только сольвычегодским, увы, повезло значительно меньше - они больше не отбрасывают тень под лучами скупого северного солнца, ибо, кроме фасадов разрушенного Владимирского храма, остались лишь на старых чёрно-белых фото.


P. S. Архивные фото: сайт goskatalog.ru; Б. И. Дунаев, очерк “Город Сольвычегодск”, 1914 г; ИИАК, 1916 г.
“План Сольвычегодска А. Чудинова 1793 г” - репродукция из Путеводителя Сольвычегодского историко-художественного музея.

Вычегда, Архангельская область, Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма, разруха

Previous post Next post
Up