Санкт-Петербург, Красное Село, Троицкая церковь. 1735, 1854 гг.

Jan 07, 2021 05:23

 Сияющий на солнце роскошный барочный храм - один из самых старых и, без сомнения, самых красивых архитектурных памятников, расположенных в черте нынешнего Петербурга.


Находится на территории Красносельского района ("спальный район" на юго-западе Северной столицы), на перекрестке бывшей Санкт-Петербургской улицы (ныне - ул. Ленина) с дорогой, когда-то ведущей в Царское село (ныне - ул. 1-го Мая).


Красным село называлось с момента своего основания в 1714 г - когда решением Петра Великого в долине реки Дудергофки началось строительство бумажной фабрики с жилым поселением рядом с нею.


Живописный холмистый ландшафт и относительная близость от столицы способствовали превращению Красного Села в место летнего отдыха особ императорской фамилии.


Здесь разбивались обширные сады и пейзажные парки, строились деревянные дворцы, резиденции Великих князей и дома для размещения их многочисленных гостей и челяди, а также подсобные и хозяйственные помещения различного назначения.


В тёплое время года окрестности оживали, сюда съезжался весь бомонд, приглашались для выступлений театральные труппы, позднее неподалёку открылся ипподром.




Кроме того, ещё с петровских времён здесь располагались знаменитые Красносельские военные учебные лагеря - место проведения масштабных военных манёвров, для коих была обустроена вся необходимая инфраструктура.


В летний период, когда концентрация военных чинов в этой местности превышала все мыслимые пределы, резко возрастал спрос на аренду окрестных дач - семейства, имевшие дочерей на выданьи, вывозили их на природу, отдохнуть, воздухом подышать, себя показать, женихов присмотреть.




Офицеры в царской России всегда женихами были завидными - лучшего места для охоты за ними, чем военные полигоны, в ту пору и придумать было нельзя.


А богатая природа, озёра с купальнями, томные летние вечера, романтика бесконечных белых ночей - ах, ну вы сами прекрасно понимаете, атмосфера для перспективных знакомств самая благоприятная.


Сколько головокружительных романов в итоге завершались свадьбами - история, к сожалению, умалчивает. Да и о многом другом мы можем сейчас только догадываться, рассматривая черно-белые дореволюционные фотографии - кроме них от ТОГО Красного села практически ничего не осталось.


В Великую Отечественную войну здесь, на подступах к Ленинграду, с августа 1941 по январь 1944 г стояли фашисты, разрушения были тотальнейшие.


От дореволюционной застройки (на 95% деревянной) к концу войны уцелели лишь несколько зданий, бОльшая часть из них сгнила в послевоенные годы.


В общем, история довольно грустная - но к нашей Троицкой церкви имеющая непосредственное отношение.


Поскольку, как мы уже поняли, Красное Село с момента своего основания пользовалось бешеной популярностью у высокопоставленных персон, а все императоры лично (в качестве наблюдателей) присутствовали на Красносельских военных полигонах - вся съезжавшаяся сюда столичная элита не могла обойти вниманием нашу великолепную Троицкую церковь.


Строилась церковь при финансовой поддержке Императрицы Анны Иоанновны - "в 1733 г был дан из духовного правления указ - строить в Красном селе церковь каменную, во имя Святой Троицы.


Дело о постройке каменной церкви, взамен обветшалой деревянной, возникло вследствии того, что Её Величество пожертвовало на каменную церковь 350 рублей.


Постройка каменной церкви производилась до 1735 г, по плану архитектора Бланки и под наблюдением управителя Красного села Дмитрия Парфениева, причта и прихожан.


Церковь, по освидетельствовании её исаакиевским протопопом Чернявским, им же была освящена 19 и 20 июля 1735 г".


След чертеж - план Красного Села 1832 г, алая стрелка указывает на Троицкую церковь:


К сожалению, в открытых источниках не удалось обнаружить чертежей здания, относящихся к 1733 году, но достоверно известно, что Иван Яковлевич Бланк с младых ногтей, как бы сейчас сказали, вращался в среде лучших архитекторов петровской поры, сначала учась, а затем и работая рядом с Маттарнови, Гербелем и Земцовым, руками которых создавался Петровский Петербург.


Бланк, поступив к Маттарнови "в гезели" (помощники архитектора) совсем мальчишкой, как прилежный ученик, впитывал и усваивал информацию, мотая на нежный ус ценнейшие сведения, присматриваясь и нарабатывая навык.


Способный паренёк уже в 19-летнем возрасте смог принять посильное участие в совместной работе с Михал Григорьичем Земцовым над постройкой сохранившейся до наших дней церкви Симеона и Анны (1728-1734 гг), расположенной на перекрёстке нынешних ул. Моховой и Белинского, она на след. фото:


Проект церкви Симеона и Анны, что на Моховой ул.:


В 1733-1737 гг И. Бланк помогал М. Земцову строить изящную церковь Рождества Богородицы, с устремлённой ввысь колокольней. Великолепный памятник, увы, не сохранился до наших дней - на его месте нынче стоит грандиозный Казанский собор. След рисунок - арх. М. Земцов, ц. Рождества Богородицы:



Чертежи земцовских церквей уцелели, и к ним стоит присмотреться внимательнее, поскольку не исключено, что именно по их образцу и подобию Бланк строил Троицкую церковь в Красном Селе. След. чертеж - фрагмент планшета Аксонометрического плана Петербурга 1765-1773 г Сент-Илера - Горихвостова, арх. М.Земцов, ц. Рождества Богородицы:


Сравнив чертежи Рождественской и Симеоновской (арх. Земцов) с внешним видом Красносельской Троицкой (арх. Бланк) церквей, можно найти много общего - тот же восьмерик с объёмным куполом, многоярусная колокольня, удлинённая приземистая трапезная с ритмично расположенными окнами.


Модный в те годы единый стиль, схожие приёмы.


Прекрасное, тонкое, самодостаточное барокко первой половины XVIII в - редкий случай уцелевшего отечественного архитектурного наследия того времени.


К сожалению, первоначально скромных размеров, Красносельская Троицкая церковь довольно быстро стала тесной (тут следует вспомнить про наплыв высоких гостей в летний сезон), по причине чего в 1854 г была расширена и перестроена по проекту А. И. Рязанова - её нынешний вид отличен от оригинала.


С севера и юга четверик был дополнен выступающими пристройками, фасады которых весьма качественно стилизованы под эпоху барокко, но деталями радикально отличаются от оригинального декора трапезной и колокольни.




Центральная апсида в 1854 г была надстроена вторым ярусом, и дабы здание после переделок сохранило гармоничные пропорции и общий стиль, высоту трапезной также подкорректировали, изменив историческую линию кровли.


При этом значительная часть колокольни оказалась под поздней кровлей, в связи с чем в её облик также пришлось вносить коррективы.




Подозреваю, что именно тогда на ней появилось западное окно с полуциркульной перемычкой и небольшие квадратные филёночки на углах под верхним ярусом звона.


 Рискну предположить, что изумительный западный аттик, эдакая "вишенка на торте", появился также в результате перестройки 1854 г.


Это предположение подтверждается углубленной линией окантовки по его краю, которая присутствует и на филёнках северных и южных пристроек четверика.


Надо отдать должное Александру Ивановичу Рязанову - все его вмешательства выполнены с большим тактом и чувством меры, и если особо не вглядываться, перестроенное здание воспринимается цельным памятником, без видимых "границ разделения эпох".


Честно сказать, если бы не обнаруженные чертежи земцовских церквей - лично мне бы и в голову не пришло искать, как говорится, десять различий, пытаясь разделить слои XVIII и XIX веков.


Ну и слава Богу, мы и не будем злостно придираться, просто порадуемся удачному симбиозу двух архитектурных эпох.


Хотя, не скрою, разбираться, где оригинал, а где поздние наслоения - занимательнейший процесс, после завершения которого угол зрения меняется кардинально.


Итак, замечательная историко-архитектурная жемчужина, редкий  экземпляр, с которого пылинки надо бы сдувать - после революции, разумеется, была разграблена, закрыта, а в 1939 г был разобран верхний ярус колокольни.


В здании устроили кинотеатр. След. фото - 1930-е гг:


Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации, с 1941 года немецким командованием было разрешено возобновить службы в храме. След. фото - 1944 г:


В ходе артобстрелов у памятника был серьёзно повреждён купол - в связи с чем после войны разобрали и его, сделав над четвериком плоскую крышу. След. фото - 1960-е гг:


Для кинотеатра в 1970-х гг построили новое здание, а помещения храма отдали под Дом культуры, с танцами по выходным, кружками и студиями. След. фото - 1975 г:


Многострадальное здание передали РПЦ в 1995 г, в состоянии, сами видите, жутком. След. фото - 1980-е гг:


По уцелевшим архивным фото был выполнен проект восстановления исторического облика памятника на конец XIX в:


Работы завершились лишь в 2011 году.


Реставрация, надо сказать, великолепнейшая - тщательная, бережная и очень грамотная.


И сравнив нынешний роскошный внешний вид с тем, как наше национальное архитектурное достояние выглядело при советской власти, хочется низко поклониться людям, вернувшим нам счастье созерцать такую красоту...


P.S. Да, ребята, если поедете в Красное Село любоваться воочию сим чудом: во дворе, с севера от храма - пекарня, рекомендую, не пожалеете ))


P.P.S. Все цветные фото - 14.06.2020.


Красное Село, реставрация, Лето, Питер

Previous post Next post
Up