Пожалуй, самая “неторопецкая” церковь Торопца - разительно контрастирующая с остальными его роскошными памятниками культового зодчества.
Явный “реверанс” в сторону столичной архитектурной моды второй половины XVIII в, прямо-таки ”елизаветинское барокко торопецкого разлива”, очень неожиданно и свежо выглядит в антураже сего славного патриархального городка.
Будто нарочно - ради сравнения с местными историческими архитектурными традициями - поставлена рядом с первой в Торопце каменной Никольской церковью 1666 г постройки (основательно перестроенной после пожара в 1742 г). Две красавицы-церкви - воплощение в камне нескольких архитектурных эпох - идеально вписаны в золотистый осенний пейзаж: торопецкие зодчие натуру чувствовали прекрасно и места для строительства выбирали очень грамотно.
Яркая современная расцветка - результат завершённой в 2015 г реставрации памятника - вряд ли в полной мере соответствует историческим цветам фасадов. Запечатленные на дореволюционном фото, обе церкви когда-то были окрашены в едином, более спокойном, стиле: фон желтовато-коричневый, объемные детали отделки белые:
На фото, сделанных в 2006 г (до начала реставрационных работ) видны сохранившиеся с советских времён зелёные участки стен:
В той же бело-зелёной гамме в советские годы были окрашены фасады еще нескольких памятников торопецкого барокко. След. фото - Торопец, Богоявленская церковь, 1764 г:
Торопец, Рождественская церковь, 1742-1762 гг:
Как писал в 1778 году Пётр Иродионов (священник нашей Покровской церкви), “оный же город не мало увеличивают и придают ему много красы каменные церкви. Оных считается 16, одна соборная, два монастыря, один мужской, а другой женский, и 13 приходских, из коих за наилучшую и огромнейшую почитается по справедливости Покровская церковь”.
Цитата принадлежит изданному в 1778 году краткому историко-социальному описанию г.Торопца, а его автор, Петр Иродионов, по сути, стал первым краеведом-исследователем, систематизировавшим разрозненные сведения, касающиеся событий торопецкой истории.
Сей литературный памятник, несмотря на архаичный стиль, читается на одном дыхании, ибо каждое его слово вызывает в памяти знакомые до боли ассоциации и картины, и нынче превратился в драгоценнейший первоисточник, к которому обращались все без исключения позднейшие исследователи богатейшего историко-культурного наследия Торопца.
Цитирования из его текста встречаются и в широко известном бестселлере А. А. Галашевича ”Торопец и его окрестности”, изданного тиражом в 60 тыс экземпляров в 1972 г, под грифом знаменитой советской ”Желтой серии”, с которой, собственно, и началось знакомство с сим благословенным городом у автора этих строк.
След. фото - панорама ул. Ерёменко (бывшей Санкт-Петербургской), спускающейся с высот старых городских валов. Вдали - под стать первоначальному названию улицы, выполненная вполне в петербургской манере, изысканно-романтичная Покровская церковь:
На след. фото - для сравнения, та же местность в начале XX в (колокольни нет с 1938 г):
Отнюдь не в каждом городе Псковской губернии (в XVIII в Торопец входил в её состав, а нынче является районным центром Тверской области) найдется подобное архитектурное чудо.
Кто же был заказчиком строительства столь неоднозначного храма?
Будучи настоятелем Покровской церкви, П. Иродионов четко и однозначно называет его имя. Ктитор Покровской церкви - Яков Васильевич Туфонов, представитель одной из богатейших торопецких купеческих династий.
Далее цитата из вышеупомянутых ”Исторических известий Торопца”:”Сей знатной купец, с особливым вкусом и отменным великолепием по новой архитектуре помянутую церковь сооруживший, как по древности своего рода, так и по великому торгу, который он сперва с немцами и голландцами, а потом и с англичанами и китайцами на Кяхте счастливо производил, считался всегда между гражданами первым и служил оным примером, показывая всевозможные услуги в обществе, и делая Отечеству своею торговлею немалую прибыль и славу.”
Вообще, своей архитектурной гордостью - застройкой XVII-XVIII вв - Торопец обязан именно городскому купечеству, успешная коммерческая деятельность которого пришлась именно на этот период, а затем, увы, практически сошла на нет в силу ряда причин.
К началу XIX в Торопец оказался в стороне от вновь проложенных основных торговых магистралей, а географическое положение “на отшибе” способствовало дальнейшему угасанию товарооборота местных производителей.
К этому прибавились последствия нескольких опустошительных пожаров, причинивших, по словам М. И. Семевского, ”торопчанам чрезвычайные убытки, а многим и конечное разорение; в особенности пожары 1758, 1788, 1792 годов, уничтожившие весь древний город, соборы, архивы, множество товаров в лавках и груды жемчугу в лучших купеческих домах.
Пожары были причиною, что прежде цветущая коммерция торопчан с иностранцами пришла в упадок, с 1788 г вовсе прекратилась; а после пожара 1792 г - третья часть купцов и мещан торопецких - выехали из города и навсегда поселились в Петербурге, в Москве, в городах Псковской губернии, в Белорусии и в других местах.”
Вот такая грустная история. Лучшие люди разъехались. А архитектура осталась - как память.
След. дореволюционное фото - интерьер придела Покровской церкви:
Что касается точной даты постройки - на сей счёт разные первоисточники не сходятся в едином мнении. У Петра Иродионова Покровская церковь, как уже существующая (правда, без уточнения, деревянная или каменная, достроенная или в процессе строительства), впервые упоминается в рассказе о пожаре, случившемся в 1773 г на рядом стоящей новопостроенной колокольне. След фото - панорама Покровской (слева) и Никольской (справа) церквей с колокольней, 1930 год:
Три года спустя, 10 мая 1776 г, литургию в храме посетил, находясь проездом в Торопце, граф З. Г. Чернышев. След. дореволюционное фото - алтарь торопецкой Покровской церкви:
А 2 июля 1777 г на службе в Покровской церкви присутствовал Псковский губернатор Х. Р. Нолкен, в тот же день лично посетивший храмоздателя - Я. В. Туфонова, одного из самых уважаемых людей города. След. фото - иконостас придела:
Во всех трёх случаях П. Иродионов (напомню, священник нашей Покровской церкви) пишет о ней, как об одном и том же объекте - что позволяет предположить дату строительства ранее 1773 г. След. фото - клирос, место для певчих (говорят, акустика в здании была бесподобная):
Несколько слов следует сказать об отдельно стоящей роскошной колокольне, расположенной к северо-западу от Покровской церкви, “новопостроенной”, как мы увидели, в 1773 г. Сие шикарное многоярусное барочное творение, в отличие от неповторимой Покровской церкви, в том же Торопце имело как минимум пару аналогов.
Три идентичных колокольни (при Корсунском соборе, Успенской церкви и нашей Покровской церкви) были построены в 1770--х гг, но, к огромному сожалению, самым варварским образом разобраны при советской власти - это плохая новость. Но есть и хорошая - по одной из версий, та же строительная артель возводила колокольни не только в Торопце, но и в Осташкове, причём аналогичная тамошняя колокольня, ура, уцелела, и позволяет в натуре оценить масштаб утрат, понесённых историко-культурным наследием Торопца в советский период: На следующих двух фото - г. Осташков, колокольня Преображенской церкви, июнь 2020 г.:
Идентичность с торопецкой Покровской колокольней налицо. Колокольню Покровской церкви в Торопце разобрали в 1938 г.:
Покровский и стоящий рядом с ним Никольский храмы были закрыты на пять лет раньше - в 1929 г. На фото 1933 г с западному входу нашего храма уже приспособлена какая-то технологическая будка:
В годы немецкой оккупации в изумительном памятнике фашисты устроили конюшни.
После Великой Отечественной войны здание использовалось как склад, затем внутри было переоборудовано под мелкооптовый магазин:
На сегодняшний день интерьеры с барочной лепниной XVIII в сохранились частично - в основном, лишь в верхней части здания.
В 2005 г оба храма переданы РПЦ - в составе вновь образованного Свято-Тихоновского женского монастыря.
В 2007 г были начаты первоочередные противоаварийные работы.
Сейчас (ноябрь 2020 г) доступа в Покровский храм нет- насколько я поняла из сведений, почерпнутых из открытых источников, внутри там хаос и разруха (богослужения проходят в Никольском храме).
На протяжении длительного времени памятник стоял без должного ухода - протекала крыша, в стены, столпы и арки врубались балки, врезались батареи отопления, фрески закрашивались, полы вскрывались.
Называлось сие варварство, как водится, ”приспособлением под современное использование” - и в Торопце таким макаром было ”по-хозяйски приспособлена” (читай, угроблена) бОльшая часть сохранившихся после сталинских и хрущёвских сносов уникальнейших церквей XVII-XVIII веков.
Про снос памятников следует делать отдельный огромный пост, ибо то, что в советские годы сотворили с архитектурным наследием в Торопце и его окрестностях - оправдать невозможно ни несусветной глупостью, ни беспредельным варварством, ни безнравственным цинизмом, ничем.
Из 17 городских церквей уцелели десять: подчистую разобраны пять, одна перестроена до неузнаваемости, ещё одна фактически превратилась в руины, но пока ещё стоит на пересечении улиц (символично) Ленина и Карла Маркса.
Про три снесённые под ноль колокольни говорилось выше.
Последствия этого вандализма усугубляются полнейшим наплевательским равнодушием нынешних властей к вопросам сохранности объектов культурного наследия - живых (точнее, уже практически находящихся в предсмертном состоянии) подтверждений тому в Тверской области превеликое множество.
Реставрация нашего Покровского храма велась на средства местного бюджета, работы по мере возможности продолжаются и сейчас.
Но это лишь капля в море - единичный счастливый случай, по нынешним меркам, скорее, исключение из правил, чем норма.
Да, как говорится, и на том спасибо - главное, что такую красоту вернули.
P.S. Напоследок остаётся лишь уточнить, что по приезду в благословенный ТорОпец (ударение на второй слог, пожалуйста), место дислокации Вашей покорной слуги располагалось в трехстах метрах от сей архитектурной жемчужины. Мы даже успели в пять секунд сбегать за курицей из супа, чтобы угостить монастырских котов:
Да, собственно, там и весь городок-то, пятнадцать раз по триста метров, бродить и бродить, снимать и глядеть…
P.P.S. Выражаю глубокую благодарность авторам сайта Свято-Тихоновского женского монастыря
http://www.st-tihon.ru/ за информацию и фото. А также ресурсу goskatalog.ru - за раритетные негативы.