Самый что ни на есть деревянный петербургский классицизм эпохи Николая I.
Подрастерявший былой лоск летний загородный дворец, в котором до 1917 г по мере необходимости останавливались представители царствующей династии.
Нынче украшен вывеской с фамилией (псевдонимом) пролетарского лидера, агрессивная идеология которого способствовала смене государственного строя в их огромной империи.
Сей отголосок XIX века расположен на дальней окраине современного Питера и является одной из знаковых достопримечательностей Красного Села. Непостижимым образом уцелевший в годы Великой Отечественной войны (хотя и находился в зоне ожесточённейших боёв), за последнее столетие кардинально сменил свой изначальный облик - судить о котором можно лишь по сохранившимся дореволюционным фото:
Когда-то - в самом начале XIX в - в этой довольно пустынной местности, на двадцать вёрст удалённой от тогдашнего Санкт-Петербурга, был разбит так называемый Английский сад, южнее которого простирались обширные Красносельские военные лагеря с казармами и полигонами для проведений армейских учений. Непосредственно из столицы в Красное Село можно было добраться по Санкт-Петербургской улице - сохранившейся и поныне, но переименованной в проспект Ленина.
В период проведения в Красном Селе масштабных военных учений, для наблюдения за их ходом, сюда съезжались представители царствующей династии - для комфортного размещения и временного пребывания которых, разумеется, не годились палатки и солдатские казармы. В связи с этим было принято решение построить из дерева комплекс зданий, включающих в себя дворцы для проживания императорских особ, а также хозяйственные сооружения и жилые корпуса для обслуживающего персонала и челяди. Что-то вроде дачного поселения, если говорить на современном языке, тем более что окружающая природа, особенно в летний период, создавала подходящий антураж. След рисунок - план Красного Села, составленный в 1832 г, с указанием всех имеющихся на тот момент построек, красной стрелкой отмечено местоположение нашего нынешнего объекта:
В конечном итоге было построено два внешне схожих дворца: один для Императора Николая I с супругой Александрой Фёдоровной; второй для Великого Князя Михаила Павловича. Помимо императорских дворцов, в качестве необходимого ”довеска”, были возведены два кавалерских дома, конюшни, сарай и навес для экипажей, а также непременная придворная кухня (не солдатскими же щами потчевать высоких гостей) с погребами, кладовыми, судомойней и даже кондитерской.
Из всего этого деревянного зодчества до нашего времени уцелел - со значительными утратами и перепланировками - лишь дворец, предназначавшийся для Вел. Кн. Михаила Павловича - это и есть дом под номером 114 по пр. Ленина. Согласитесь, на звание дворца сия постройка как-то нынче совсем не тянет.
Распоряжение о строительстве дворцов было отдано 3 октября 1827 г. Проект нашего здания был выполнен архитектором удельного ведомства Захаром Фёдоровичем Дильдиным (1784-1853 гг).
Строительные работы благополучно завершились в 1828 г.
Согласно проекту, здание представляло собой деревянный одноэтажный особняк на каменном фундаменте, с мезонином в три окна, с которого предусматривался выход на балкон. Впоследствии мезонин превратился в полновесный второй этаж.
Западным фасадом, украшенным четырёхколонным дорическим портиком, дворец выходил на Санкт-Петербургскую улицу.
Центральный проём нижнего этажа, нынче превращённый в окно, когда-то был парадным входом во дворец - к веранде под колоннадой вели две симметричные каменные лестницы, ступени которых уцелели и поныне:
Войдя в дом, посетитель попадал в просторный зал, за которым располагались приёмная, кабинет и гостиная. Кроме того, в здании была спальня, камердинерская и гардероб.
В советские годы внутри произвели капитальную перепланировку - попытаться угадать прежнее расположение помещений, наверное, можно только по сохранившимся квадратикам печей:
Балюстрада веранды нижнего этажа когда-то была открытой.
Оградой балкона, похоже, служила решётка.
От балкона остались лишь воспоминания да площадка, подпираемая колоннадой.
Над центральным окном мезонина помещалась лепная композиция с венком:
В июне 2020 г фасад исторического памятника украшала лишь рекламная растяжка риелторской конторы - дом продавался за 17 млн руб:
Изначально во дворец можно было войти через четыре входа - на чертеже З. Дильдина справа и слева видны декорированные занавесями боковые веранды, на которых располагались боковые входы (левый заложен, правый сохранился).
Боковые веранды сейчас превратились в безликие глухие пристройки.
Четвёртый входной проем - со двора - до сих пор используется по назначению, с той лишь разницей, что до революции он выходил на галерею, с которой можно было спуститься в ухоженный Дворцовый пейзажный парк, для создания и благоустройства обширных террас, питомников, оранжерей и цветников которого на протяжении нескольких десятилетий была потрачена уйма сил, средств и времени.
В 1866 г в Красном Селе появляется водопровод - благодаря чему во дворе дворца Михаила Павловича появился фонтан.
На плане Красного Села 1869 года жирной красной стрелкой также отмечен наш дворец - и фонтан там тоже имеется, и парк с дорожками и прудом (ни фонтан, ни парк не сохранились):
В верхней части плана - отмеченная крестиком Троицкая церковь 1735 г постройки:
Роскошное барокко, прекрасно отреставрированная, ещё одно украшение Красного Села:
Изумительный памятник.
Внешний вид дворца в 1843 г запечатлён на картине В. С. Садовникова, смотрим и грустим об утраченном:
Июнь 2020 г:
Пейзажный парк без должного ухода давным-давно зарос, деревянная застройка частично уничтожена в войну, частично сгорела в мирное время.
Уцелел лишь наш печальный классицизм под номером 114 - в нём чего только не было в послевоенные годы: почта и телеграф, отделение милиции, участок мировых судей Красносельского района, полиграфическая фирма.
Последним владельцем было принято обязательство выполнить реставрацию памятника - к работам так никто и не приступал, не было подготовлено даже проекта.
На здании нет никаких информационных указателей - хотя при желании можно было бы разместить интереснейшие исторические сведения, да те же дореволюционные фото, для сравнения.
Чтобы не молчал неприкаянно двухсотлетний особняк, много чего повидавший на своём веку.