Санкт-Петербург, Красное Село, пр. Ленина, д. 114, 1828 г. Дворец Вел. Князя Михаила Павловича.

Oct 21, 2020 03:26

Самый что ни на есть деревянный петербургский классицизм эпохи Николая I.


Подрастерявший былой лоск летний загородный дворец, в котором до 1917 г по мере необходимости останавливались представители царствующей династии.


Нынче украшен вывеской с фамилией (псевдонимом) пролетарского лидера, агрессивная идеология которого способствовала смене государственного строя в их огромной империи.


Сей отголосок XIX века расположен на дальней окраине современного Питера и является одной из знаковых достопримечательностей Красного Села. Непостижимым образом уцелевший в годы Великой Отечественной войны (хотя и находился в зоне ожесточённейших боёв), за последнее столетие кардинально сменил свой изначальный облик - судить о котором можно лишь по сохранившимся дореволюционным фото:


Когда-то - в самом начале XIX в - в этой довольно пустынной местности, на двадцать вёрст удалённой от тогдашнего Санкт-Петербурга, был разбит так называемый Английский сад, южнее которого простирались обширные Красносельские военные лагеря с казармами и полигонами для проведений армейских учений. Непосредственно из столицы в Красное Село можно было добраться по Санкт-Петербургской улице - сохранившейся и поныне, но переименованной в проспект Ленина.


В период проведения в Красном Селе масштабных военных учений, для наблюдения за их ходом, сюда съезжались представители царствующей династии - для комфортного размещения и временного пребывания которых, разумеется, не годились палатки и солдатские казармы. В связи с этим было принято решение построить из дерева комплекс зданий, включающих в себя дворцы для проживания императорских особ, а также хозяйственные сооружения и жилые корпуса для обслуживающего персонала и челяди. Что-то вроде дачного поселения, если говорить на современном языке, тем более что окружающая природа, особенно в летний период, создавала подходящий антураж. След рисунок - план Красного Села, составленный в 1832 г, с указанием всех имеющихся на тот момент построек, красной стрелкой отмечено местоположение нашего нынешнего объекта:


В конечном итоге было построено два внешне схожих дворца: один для Императора Николая I с супругой Александрой Фёдоровной; второй для Великого Князя Михаила Павловича. Помимо императорских дворцов, в качестве необходимого ”довеска”, были возведены два кавалерских дома, конюшни, сарай и навес для экипажей, а также непременная придворная кухня (не солдатскими же щами потчевать высоких гостей) с погребами, кладовыми, судомойней и даже кондитерской.


Из всего этого деревянного зодчества до нашего времени уцелел  - со значительными утратами и перепланировками - лишь дворец, предназначавшийся для Вел. Кн. Михаила Павловича - это и есть дом под номером 114 по пр. Ленина. Согласитесь, на звание дворца сия постройка как-то нынче совсем не тянет.


Распоряжение о строительстве дворцов было отдано 3 октября 1827 г. Проект нашего здания был выполнен архитектором удельного ведомства Захаром Фёдоровичем Дильдиным (1784-1853 гг).
Строительные работы благополучно завершились в 1828 г.


Согласно проекту, здание представляло собой деревянный одноэтажный особняк на каменном фундаменте, с мезонином в три окна, с которого предусматривался выход на балкон. Впоследствии мезонин превратился в полновесный второй этаж.


Западным фасадом, украшенным четырёхколонным дорическим портиком, дворец выходил на Санкт-Петербургскую улицу.


Центральный проём нижнего этажа, нынче превращённый в окно, когда-то был парадным входом во дворец - к веранде под колоннадой  вели две симметричные каменные лестницы, ступени которых уцелели и поныне:


Войдя в дом, посетитель попадал в просторный зал, за которым располагались приёмная, кабинет и гостиная. Кроме того, в здании была спальня, камердинерская и гардероб.


В советские годы внутри произвели капитальную перепланировку -  попытаться угадать прежнее расположение помещений, наверное, можно только по сохранившимся квадратикам печей:


Балюстрада веранды нижнего этажа когда-то была открытой.


Оградой балкона, похоже, служила решётка.


От балкона остались лишь воспоминания да площадка, подпираемая колоннадой.


Над центральным окном мезонина помещалась лепная композиция с венком:


В июне 2020 г фасад исторического памятника украшала лишь рекламная растяжка риелторской конторы - дом продавался за 17 млн руб:


Изначально во дворец можно было войти через четыре входа - на чертеже З. Дильдина справа и слева видны декорированные занавесями боковые веранды, на которых располагались боковые входы (левый заложен, правый сохранился).


Боковые веранды сейчас превратились в безликие глухие пристройки.


Четвёртый входной проем - со двора - до сих пор используется по назначению, с той лишь разницей, что до революции он выходил на галерею, с которой можно было спуститься в ухоженный Дворцовый пейзажный парк, для создания и благоустройства обширных террас, питомников, оранжерей и цветников которого на протяжении нескольких десятилетий была потрачена уйма сил, средств и времени.


В 1866 г в Красном Селе появляется водопровод - благодаря чему во дворе дворца Михаила Павловича появился фонтан.


На плане Красного Села 1869 года жирной красной стрелкой также отмечен наш дворец - и фонтан там тоже имеется, и парк с дорожками и прудом (ни фонтан, ни парк не сохранились):


В верхней части плана -  отмеченная крестиком Троицкая церковь 1735 г постройки:


Роскошное барокко, прекрасно отреставрированная, ещё одно украшение Красного Села:


Изумительный памятник.


Внешний вид дворца в 1843 г запечатлён на картине В. С. Садовникова, смотрим и грустим об утраченном:


Июнь 2020 г:


Пейзажный парк без должного ухода давным-давно зарос, деревянная застройка частично уничтожена в войну, частично сгорела в мирное время.


Уцелел лишь наш печальный классицизм под номером 114 - в нём чего только не было в послевоенные годы: почта и телеграф, отделение милиции, участок мировых судей Красносельского района, полиграфическая фирма.


Последним владельцем было принято обязательство выполнить реставрацию памятника - к работам так никто и не приступал, не было подготовлено даже проекта.


На здании нет никаких информационных указателей - хотя при желании можно было бы разместить интереснейшие исторические сведения, да те же дореволюционные фото, для сравнения.


Чтобы не молчал неприкаянно двухсотлетний особняк, много чего повидавший на своём веку.

Красное Село, деревянное зодчество, Питер, kraeved

Previous post Next post
Up