Псков, ул. Советская, д. 42. Первая половина XIX в.

Sep 03, 2020 03:27

Вне всякого сомнения, “архитектурной визитной карточкой” Пскова являются его уникальные средневековые культовые и гражданские постройки - суровые, не от мира сего храмы XII - XVI вв и колоритнейшие жилые ”палаты” XVII в. Именно эти памятники приходят на ум каждому из нас, когда речь заходит о славном древнем Пскове. Но архитектурный обзор псковских памятников был бы неполным без упоминания о сохранившихся до наших дней объектах, возведённых в более поздние периоды - к примеру, тот же классицизм, повсеместно, широко и ”образцово” насаждавшийся во всех без исключения городах и весях Российской Империи,  не мог не оставить следа на улицах Пскова.


К сожалению, в годы Великой Отечественной войны историко-культурное наследие Пскова понесло значительные и, увы, невосполнимые потери - и тем ценнее для нас те уцелевшие единичные памятники, которые мы и поныне видим на его улицах. Особенно когда они вдобавок относятся ещё и к деревянному зодчеству.


Совершенно удивительный, абсолютно неожиданный деревянный классицизм - прямиком из самого начала XIX века.


Расположен на ул. Советской (бывшей Великолуцкой), д. 42 - и снабжён охранной табличкой:


Упомянутая персона проживала в доме в самом нежном возрасте - с 4 до 6 лет (1857-1859 гг) - еще не помышляя о том, какой мрачный след её будущая взрослая жизнь оставит в истории России. Сей факт недолгого проживания послужил поводом для проведения регулярных мероприятий с целью поддержания исторического здания в пристойном виде - в советские годы террористок, покушавшихся на жизнь венценосных особ, возводили в ранг героинь, причисляя к сонму исторических личностей, достойных почитания.


Дом, как и вся окружающая застройка, получил повреждения в годы Великой Отечественной войны - но не настолько катастрофические, чтобы поставить на нём крест, ибо серьёзно повреждённой оказалась лишь его верхняя часть.


Мезонин, кровлю, карниз с мутулами, фронтон с полуциркульным окном восстановили. На фронтоне - новенькая обшивка:


На фото заметны детали, появившиеся после реставрации - выделяются своим свежим  внешним видом. Капительки пилястр, например:


Накладные мутулы с розетками, очень живописный, но всё же новодел:


Карнизы, кровля, всё послевоенное:


Сделано аккуратно, если особо не придираться - то в целом дом выглядит прекрасно, первосортный классицизм, глаз радуется.


Единственный повод для недовольства - три дерева под окнами, из-за которых снять общую полноценную панораму фактурного здания не представляется возможным. Исключительно вид сбоку. Либо так:


Придётся ждать завершения листопада - чтобы здание предстало во всей красе.


Теперь давайте-ка вместе перелистаем архитектурный талмуд под названием “Собрание фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи”, изданный в 1809 г. Поищем, с какого же типового проекта (а может, и не единственного, ибо нередко за первооснову брался какой-то чертёж, дополненный деталями, заимствованными из других чертежей) срисовывали наш фасад. Итак, часть II, лист № 53:


Та же часть II, лист № 60:


Оба проекта - полутораэтажные дома на семь осей с мезонином и ризалитом в три окна. С одного взят портик и горизонтальные сандрики на кронштейнах, с другого - фронтон. Колонны заменили на каннелированные пилястры.


Нижний полуэтаж сделали каменным - он сложен из известняковой плиты. План каменного полуэтажа:


Пьедестал пилястры:


База пьедестала:


Окно первого этажа:


Сандрик, на современных ”уголках” (для надёжности):


Кронштейн, самая красивая деталь фасада, резной, очень хочется верить, что родной, старинный, двухсотлетний…:


На внутренней стороне стыка сандрика и обшивки - гирлянда, это же надо, такая эстетика:


При всей внешней простоте здания, эти мелкие, продуманно и ненавязчиво расположенные, элегантные детали очень облагораживают фасад.


А если взглянуть вот таким образом - большой ордер, да и только:


Вход в здание осуществлялся через парадное крыльцо, расположенное справа от фасада.


Оно не сохранилось, ибо было перестроено после войны, уцелело лишь окно над дверным проёмом:


Лестница в пристройке нынче выглядит жутковато и неустойчиво:


После реставрации в доме располагалась поликлиника, сейчас здание используется под жильё. Судя по информации из открытых источников, в дом не проведён газ (подведены холодная вода и электричество) - возможно, в целях пожарной безопасности. План первого этажа поликлиники:


План мезонина:


След. фото - 1974 г, поликлиника, видна вывеска на входе:


На заднем плане виднеется псковская церковь Василия на Горке (1413 г), ещё с закатанными под четырёхскатную кровлю закомарами. В 2003 г, после пожара, церковь отреставрировали, вернув ей историческое позакомарное покрытие, на фото тот же ракурс (южный фасад) в августе 2020 г:


Вид с северо-востока, август 2020 г:


И еще ненадолго вернёмся к нашему деревянному памятнику. Вид со двора, невысокая, выступающая вперёд пристройка - черная лестница:


Северный фасад - здесь изначально была пристроена просторная веранда, разрушенная в войну:


Когда-то во дворе дома был большой сад с прудом, всю территорию усадьбы с хозпостройками окружал забор с калиткой - сейчас от былого великолепия остался только старый дом.


Из всех, существовавших до войны, аналогичных памятников деревянного классицизма той эпохи, сей дом - единственный в Пскове, дошедший до наших дней, уникальный, драгоценный, с которого нужно сдувать пылинки и уповать на чудо и быстрый приезд пожарных, на случай если с ним, не дай Бог, что-то приключится.


И хочется надеяться, что старинный особняк будет ещё на протяжении долгих лет привлекать к себе внимание как псковитян, так и гостей этого прекрасного древнего города.

деревянное зодчество, Псков

Previous post Next post
Up