Ярославская обл., Гаврилов-Ямский р-н, Великое село. Особняк А.А.Локалова, 1888-1890 гг.

Feb 06, 2020 04:26

О сколько нам открытий чудных готовит…родная отечественная провинция. Взять, к примеру, нежно любимую Ярославскую область - тут вам и Золотое кольцо, и огромные полуразрушенные колокольни, и спрятанные от любопытных глаз фрески, и брошенное на произвол судьбы деревянное зодчество, и узорочье, и рассыпающиеся соборы времён Ивана Грозного, и еще множество других чудес, сокровищ и открытий. К последним, несомненно, можно отнести обнаруженное в селе Великом детище Фёдора Осиповича Шехтеля - жилую усадьбу, выстроенную им в 1888-1890-х гг для Александра Алексеевича Локалова:


А. А. Локалов - купец 1-й гильдии, текстильный магнат-миллионщик, наследник и владелец успешного семейного предприятия по производству высококачественного льняного полотна, базировавшегося в Гаврилов-Яме, в 11 км от села Великого.


Унаследовав от отца небольшой льнопрядильный завод, Александр Алексеевич сумел расширить и усовершенствовать производство.


Отменного качества продукция “Гаврилов-Ямской мануфактуры льняных изделий А. А. Локалова” - полотна, скатерти, салфетки -  удостаивалась высших наград на общероссийских выставках, пользуясь заслуженным спросом, и поставлялась далеко за пределы Ярославской губернии.


Семья Локаловых владела недвижимостью и в Москве, а московская контора “Гаврилов-Ямской мануфактуры” располагалась в Юшковом переулке (ныне Никольский переулок) в здании Шуйского подворья.


Уроженец Великого села, Александр Алексеевич Локалов не забывал свою малую Родину, решив обустроить здесь ”семейное гнездо”. Да не простое, а по последней моде спроектированное, чтоб не хуже, чем в столицах!


Для решения сей задачи был привлечён не кто иной как Фёдор Осипович Шехтель, на то момент еще молодой (29 лет), но подающий большие надежды, московский архитектор. След. фото из книги Л.В. Сайгиной - проект особняка А. А. Локалова с автографом  Ф. О. Шехтеля:


Как читатель успел заметить, дом вышел прелюбопытнейший. Особенно учитывая местоположение - на деревенской улице, в окружении патриархальной малоэтажной застройки - особняк являл собой впечатляющий контраст с последней.


Фантазийные мотивы древнерусского зодчества щедро использованы в оформлении фасадов:


Возвращающиеся из небытия изразцы, на тот момент постепенно входящие в моду, представлены в нескольких вариантах:


Местами, конечно, от них мало что осталось:


Некоторый перебор с архивольтами в завершении фасада:


Но, допускаем, что расчёт был на возможность восприятия этой игры теней от уровня земли, поэтому на профили не поскупились:


Парное окно, самое шикарное в доме, под общей византийской аркой, с трехчетвертными колонками, в обрамлении нишек с изразцами:


На центральном ризалите форма окна попроще, что с лихвой компенсируется  прихотливой их отделкой:




Заменяющие наличники валики, парные полукруглые верхние нишки с майоликой, сплошной надоконный раскрепованный карниз:


Между окон - чудесатые “составные” колонки, с особо примечательным спиралевидным завитым завершением:




Над парадной лестницей - шатер с поясами кокошников и щипцов у основания:


Флюгер, раритетный, старинный, жив до сих пор:


На первом этаже всё на порядок приглушённее, но зато стены выложены гранёными плитками:


Столбы ограды, завершения которых напоминают шишки хмеля:


Макушки:


Уцелела часть роскошной решётки:


Во дворе виднеется бывший каретный сарай, входная калитка заперта - снять в анфас не получилось:


А еще, как выяснилось в процессе написания сей статьи, внутри здания чудом сохранилась львиная доля старинных интерьеров.


Возможно благодаря тому, что после революции в доме на какое-то время расположился музей купеческого быта, что спасло его от разорения и разгрома. Вот как, например, до сих пор выглядит мраморная парадная лестница:



Дворец, да и только:


Окно с витражом::


Интерьер Голубого зала:


Лепнина:




Живопись плафона:


В бывшем особняке льнозаводчика Локалова с 1942 г (и по сей день) расположился Детский дом - в тот военный год в село Великое привезли сотню эвакуированных из блокадного Ленинграда детишек.


С тех пор в причудливом ”теремке” кипит жизнь, и можно сказать, в какой-то степени круг замкнулся - ибо старинный особняк стал ”семейным гнездом” для многих маленьких деток, попавших в непростую жизненную ситуацию.


Внутри также сохранилась совершенно волшебная комната-грот, напоминающая собой карстовую пещеру со свисающими с потолка и стен сталактитами, в старину выполненными из пропитанной соляным раствором льняной ткани, а сейчас, если я правильно поняла, изготовленными из цемента:


Совершеннейшая фантастика JJJ.


Но и это еще не всё. У стены грота - мраморный фонтан в виде рыбы над чашей-раковинкой, не уверена, что в рабочем состоянии, но мрамор родной, старинный.


После таких чудес дубовым залом с резными панелями удивить уже сложно - хотя в этом здании и он тоже присутствует:




Не исключено, что в сей приметной шкатулочке имелись еще какие-то секретики, затерявшиеся во времени.


Но даже в такой, дошедшей до нашего времени, комплектности особняк А. А. Локалова в Великом селе вызывает неподдельный интерес, оставаясь, наряду с другими сохранившимися в Великом памятниками, центром притяжения любителей русской архитектуры.


P.S. При подготовке статьи использовалась информация с сайта http://velikoemuseum.ru/, большое спасибо его авторам.

Великое село, Ярославская область

Previous post Next post
Up