Когда заходит речь о Кирилло-Белозерском Успенском монастыре, большинство из побывавших в нём паломников и путешественников в первую очередь вспоминает о грандиозном комплексе оборонительных сооружений, окружающих обитель. Об этих, достойных всяческого восхищения и уважения, циклопических стенах и башнях на просторах Рунета сказано немало - и дабы не повторяться, поговорим об иной стороне этого живописнейшего уголка русской Северной Фиваиды.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/617846/617846_800.jpg)
Тем более что изначально, в 1397 году, у преподобного Кирилла, устроителя будущего монастыря (второго, к слову, по значимости и богатству после Троице-Сергиевой Лавры к 1764 году), и в мыслях не было разворачивать в этих местах масштабное строительство, а уж тем паче превращать обитель в неприступную крепость
.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/624920/624920_800.jpg)
Уроженец Москвы, преподобный Кирилл с младых ногтей не чувствовал влечения к мирской жизни и уже с юных лет лелеял мечту когда-нибудь, по благоволению Божьему, оставить этот мир и стать послушником монастыря - что и случилось с ним в возрасте 30 лет. На протяжении последующих 30 лет, став иноком Симонова монастыря, Кирилл прошёл через весь чин монашеского послушания, пользуясь громадным почитанием как братии, так и мирян, и, в итоге, был возведен на место архимандрита монастыря, чем весьма тяготился в силу природной скромности, склонности к уединению и безмолвию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/630257/630257_800.jpg)
Добродетельная жизнь преподобного Кирилла постепенно стала широко известна за стенами обители, не иссякал поток просящих у него совета и благословления - что крайне смущало смиренный дух его, и, не выдержав бремени мирской славы, вскоре он отказался от руководящей должности, вновь уединившись в своей келье. В молитвах своих он просил Богоматерь указать ему место, где бы он мог укрыться от молвы людской и в невозмутимой тишине совершать своё спасение.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/625184/625184_800.jpg)
Однажды поздно вечером, по обыкновению читая акафист Пресвятой Богородице, услышал он Её голос: ”Кирилл, иди на Бело озеро, там уготовано мною место, где ты можешь спастись”. В то же время в ночной тьме заблистал свет, и взору его предстала сияющая картина северной природы - никогда еще не виданные им широкие воды и мрачный сосновый бор, шумящий на берегу. От гласа и видения наполнилось сердце его радостью, а душа - решимостью. И вскоре он покинул Симонов монастырь, направившись в глухую и малолюдную Белозерскую страну, взяв себе в спутники инока Ферапонта - будущего основателя ныне знаменитого на весь мир Ферапонтова монастыря, хранящего в своих древних стенах живописное чудо кисти изографа Дионисия.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/614675/614675_800.jpg)
Дойдя до берега Сиверского озера, преподобный Кирилл узнал место, на которое в видении указала ему Богородица, и именно здесь было решено поселиться, для начала установив деревянный молитвенный крест и обустроив землянку.
Было это в 1397 году. Преподобному Кириллу к тому времени уже исполнилось 60 лет. Жизнь никогда не поздно начинать с чистого листа.
Существует красивая легенда, согласно которой, задолго до появления в этих местаах Кирилла и Ферапонта, местные рыбаки слышали здесь, над волнами пустынного озера, звон колоколов, словно предвещавших будущее возникновение иноческой обители. Глядя на бесподобный озёрный северный пейзаж - вспомните эту легенду, что обернулась былью. В этих сказочной красоты краях возможны еще и не такие чудеса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/627175/627175_800.jpg)
Спустя несколько месяцев, после ухода Ферапонта, Кирилл остался в полном одиночестве - сбылась его многолетняя мечта, и ничто не омрачало этого самодостаточного уединения до поры до времени. Но вскоре люди вновь отыскали его - два местных крестьянина и три инока Симонова монастыря, из которого в своё время ушел Кирилл, пришли к преподобному, составив ему благодарную компанию и оказав существенную помощь, ибо в одиночку с силами природы человеку бороться-таки невозможно.
В те времена любой желающий, в одиночку, или со-товарищи, мог беспрепятственно уйти в леса и селиться на свободных землях, не имевших хозяина, обустроив себе жилище. Когда около отшельников собиралось несколько человек, возникала потребность в строительстве церквей и келий. В этом случае за разрешением на право владения территорией шли к князю, а за благословлением на возведение и освящение храма - к местному священнику. После получения соответствующих документов обитель считалась основанной.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/618117/618117_800.jpg)
Первая деревянная Успенская церковь была срублена в 1397 году. Часть братских келий была также деревянной, но некоторые иноки, по примеру преподобного Кирилла, жили в землянках, выкопанных в склонах прибрежных холмов. Над землянкой преподобного и крестом, водружённым им в первый день поселения на берегу Сиверского озера, значительно позднее были сооружены часовня и сень, они на след. фото:
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/627513/627513_800.jpg)
В Белозерской обители был введен общежительный устав. В церкви никто не смел беседовать, и никто не должен был выходить из неё прежде окончания службы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/625662/625662_800.jpg)
За трапезу садились также каждый на своём месте и в трапезе была тишина. В пищу предлагались всего три кушанья.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/630445/630445_800.jpg)
Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нём, ни после него хмельных напитков не только не пили, но и не держали в обители. После трапезы каждый молча шёл в свою келию, не заходя к другому.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/631077/631077_800.jpg)
Никто не смел получать писем, ни подарков без ведома преподобного, к нему приносили нераспечатанные письма, без его благословления и не писали писем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/628428/628428_800.jpg)
Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/628696/628696_800.jpg)
Даже пить воду ходили в трапезу, в келье же ничего не держали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась, по примеру Афонских общежительных монастырей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/628170/628170_800.jpg)
Правило общежития запрещало докучать мирянам просьбами о подаянии. В силу необходимости раз в год ученик Антоний отправлялся в город закупать всё необходимое для братии и нужное для обители.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/616659/616659_800.jpg)
В прочее время монастырский устав запрещал кому бы то ни было выходить из обители.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/625708/625708_800.jpg)
Мирская молва не доходила до иноков, а между собою они обменивались лишь словами из Священного писания, суетные речи были им чужды помимо запрещения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/627240/627240_800.jpg)
В монастыре был принят обет нестяжания.
Раз случилось, что один боярин, каждый год присылавший монастырю по 50 мер ржи, возжелал одарить обитель селом, на что прислал грамоту (дарственную, на современный манер).
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/628790/628790_800.jpg)
Преподобный Кирилл мыслил так: “Если станем иметь сёла - из того выйдут заботы братии о земле. Потом явятся поселенцы и рядники - безмолвие иноческое нарушится.” И ответил благодетелю: “Тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропитание братии. Но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпускай нам 100, если можешь, мы будем довольны тем. А сёлами владей сам - для братии они неполезны”.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/618252/618252_800.jpg)
Буква устава строго соблюдалась на протяжении тридцати лет, в течение которых Кирилл занимал должность игумена основанного им монастыря.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/629500/629500_800.jpg)
После его ухода из жизни в 1427 году и смены руководства, уже под другим началом, вышли послабления, сначала помаленьку, а затем и по полной программе - от пожертвований перестали отказываться, хозяйственная жизнь монастыря вышла далеко за пределы его территории, да и сама территория неузнаваемо преобразилась за несколько веков.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/629929/629929_800.jpg)
Кому-то может показаться, что богатейший монастырь похорошел, приосанился, обрёл достойное лицо и солидный антураж.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/627875/627875_800.jpg)
А кто-то нет-нет, да и вспомнит - начиналось-то всё с сырой землянки на берегу северного озера в угрюмом краю, в котором обрёл покой и умиротворение преподобный Кирилл, молчальник и аскет, наверняка не одобривший бы ни широкого и расточительного строительства, ни безразмерных монастырских доходов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/619758/619758_800.jpg)
А о последующей судьбе монастыря, о её самых значимых и переломных моментах - поговорим в следующий раз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/619033/619033_800.jpg)
P.S. В подготовке публикации очень помогло “Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии”, в течение мая 1897 года составленное иеромонахом Задонского Богородицкого монастыря Геронтием (Кургановским) в преддверии 500-летия монастыря, и изданное в том же году.
(Продолжение следует…)