Питер. Колокольная ул., д. 11. "Русская коврижка", 1900 г.

Dec 27, 2018 02:37

В путеводителях по Петербургу этот памятник архитектуры нередко ласково именуется “Дом-пряник”. Расположен он в историческом центре: в паре минут ходьбы от Владимирского собора, на Колокольной улице (бывшей когда-то Басманной), что берет начало от соборной 64-метровой колокольни. Нечётная сторона, дом под номером 11.


Зачарованно глядя сначала на небанальное майоликовое изображение этой неполной дюжины, а затем на всю щедрую россыпь яркого декора редкого по живописности здания, проникаешься идеей, которую хотел выразить зодчий сто лет назад: всё новое - это хорошо забытое старое


Дом строился в 1899-1900 гг. как доходный - подобно множеству домов этого типа, на улицу выходит узким 18-метровым торцом, основною своею длиной в 50 м углубляясь во двор (туда мы тоже заглянем, чтобы рассмотреть сей позитивный ”антиколодец”, он на след. фото).


Сияющий изразцами уличный фасад пятиэтажного здания - гордость всей Колокольной улицы.


Да что уж там - всего предреволюционного гражданского архитектурного Питера, ибо уникален, вызывающ, нестандартен, да и просто красив. Архитектурный замысел принадлежит Николаю Никитичу Никонову - зодчему, оставившему богатейшее наследие, значительная часть которого (десяток храмов в неорусском стиле, в котором работал Никонов) безжалостно уничтожена в Ленинграде как до, так и уже после Великой Отечественной войны. В двухстах метрах от объекта сегодняшнего рассказа, за 10 лет до его возникновения, на углу Стремянной и Николаевской (нынче ул. Марата) улиц по проекту всё того же Николая Никонова была возведена Троицкая церковь, уничтоженная в 1964 году (она на след. фото).


На опустевшем святом месте сначала в 1977 году построили бани, простоявшие на радость жителям неблагоустроенных коммуналок 30 лет (в те годы горячее водоснабжение имелось далеко не во всех домах исторического центра). В 2007 на этом месте (ул. Марата, д. 5/21) возведён свежий новодел, очередной бизнес-центр.
Но вернёмся на Колокольную, 11.


Итак, фасад, выходящий на улицу. Условно разделён на три части (что подчёркивается некстати покрашенными почему-то именно в белый цвет водосточными трубами). На втором этаже в центральной части - четыре самых нарядно оформленных окна, объединённых арками попарно:


Сочетание поливной керамики, терракотовых вставок:


В пары визуально сгруппированы и окна вышележащих этажей, различаясь формой фигурных наличников и колонок. Центральная часть, третий этаж:


Центральная часть, четвёртый этаж:


Центральная часть, пятый этаж:


Левая, самая узкая часть здания, в ней  расположены наибольшие по площади окна. Окно третьего этажа:


Левая часть фасада, окна четвертого этажа:


Отсутствие наличников на окнах первого этажа с лихвой компенсируется роскошно декорированным парадным входом-порталом и коваными проездными воротами...


...над которыми нависает, устроенный на уровне второго и третьего этажей, ослепительно прекрасный, прямоугольный в плане эркер, объект зависти всех обладателей недвижимости в старом фонде Петербурга (да и не обладателей тожеJ).


Эркер, уровень второго этажа, ширинки с изразцами, живописная керамика в тимпане:




Эркер, уровень третьего этажа, вертикальные и горизонтальные майоликовые панно, тройная арка с висячими “гирьками”, настоящий праздник для глаз:




Третий, четвертый, пятые этажи, обращаем внимание на шатёр, кокошники и слуховые оконца:






Говорят, на крыше установлены флюгеры с изображением числа 1900, года постройки здания. В одном из окон 4 этажа  желтеет табличка ”Продаётся”, речь о комнате, подробности далее в рассказе.


И, наконец, первый этаж, самая главная красота дома, сложносоставные майоликовые узорные панно, украшающие вход/въезд.


Восемь лет назад очищенные от вековых копоти и грязи, блестят и сверкают, даже несмотря на вечное отсутствие солнца - на эту сторону улицы оно не заглядывает.




Классика жанра - на одной площадке квартиры №№ 4, 5, 23, фирменная питерская нумерация. Всего в доме 23 квартиры, из которых 7 коммуналок. Если верить одному из риэлторских сайтов, стоимость 31-метровой комнаты в два окна, выходящих на Колокольную, с сохранившейся на потолке замечательной лепниной (фото прилагается) в 9-комнатной (!) коммунальной квартире (общей площадью под 300 квадратов) на 4 этаже - порядка 2,5 млн р. За 9-комнатное удовольствие - недурственно. Ну да, метраж, памятник, лепнина, аура дома…А вы еще не видели, какая там лестница…А если еще и на 9 эту сумму умножить…


Декоративные детали, рисунок изразцов, каменные фигурные элементы - сделаны по авторским эскизам самого Николая Никитича Никонова.


Керамику изготовляли в мастерской при Миргородской художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя, где в те годы был налажен выпуск полихромных изразцов. Архитектор, будучи родом из Ярославской губернии и, возможно, в пору юности имея перед глазами живые примеры украшенных изразцами зданий,  широко использовал майолику для многих своих проектов, часть из которых, к сожалению, не дошла до наших дней.


Вот так смотрел бы и смотрел - мешая спешащим прохожим, которые, видя замершего созерцателя, невольно поворачивают голову в том же направленииJ.
Давайте войдём во двор - ибо калитка (о чудо - редкий случай, спасибо Жилкомсервису Центрального района!) не заперта на кодовый замок. Арка-проезд:


Вид из арки во двор:


А тут и не колодец вовсе! У дома два двора - один не замкнут стенами по периметру. сообщается с двором рядом стоящего дома № 13 и в него выходят окна квартир, предназначенных для респектабельных жильцов, а также сохранившие витражную расстекловку окна роскошной парадной лестницы, на которую попадают входящие с Колокольной улицы посетители.


А вот второй двор уже глухой, депрессивный, мы в него не пойдем, чтобы не портить впечатление от увиденного. Первый двор:


Здесь на стенах уже нет буйства псевдо-русского узорочья, о нём напоминают лишь керамические вставки в геометрически-строгом кирпичном орнаменте.




Торец здания эффектно оформлен в виде башни с полукруглыми окнами и щипцовыми завершениями:








Ярусы подчеркнуты декоративными поясками разных профилей.


Собственно, башня эта предназначалась для размещения всего-навсего…черной лестницы - с голубями впридачуJ.


Шикарная парадная лестница помещена в центре здания - внутри выступающей за линию фасада части, ассимметрично расположенные окна которой соответствуют линиям лестничных маршей.


Окна сии замечательны не только значительными размерами, но и своими разноцветными витражами, сохранившимися во внутренних оконных рамах (с улицы, увы, роскошь эту не разглядеть, зато в Рунете можно найти их многочисленные фото). Мда, вот это и в самом деле парадная…


И напоследок еще раз окинем взглядом сие архитектурное чудо.


И впрямь, эдакая русская узорная коврижка, созданная хоть и ”по мотивам”, но с фантазией и размахомJ


Заметили? Фасад не изуродован кондиционерами и рекламными вывесками, хотя помещения и арендуются коммерческими организациями.


В 2010 году, после случившегося во внутреннем дворе пожара в одной из квартир 4 этажа, в результате тушения которого серьезно пострадала часть здания, дом качественно отреставрировали - событие из разряда ”нет худа без добра”.


Теперь - берегут.

Питер, изразцы

Previous post Next post
Up